Паранич Андрей Владимирович

Председатель
  • Совет по финансово-промышленной и инвестиционной политике: Член совета
  • Национальная Ассоциация Специалистов Финансового Планирования: Директор
  • ООО "ФинСтарт": Генеральный директор

Селиванов Александр Сергеевич

Заместитель председателя
Главная тема
Совет начал работу по улучшению подготовки специалистов, входящих в состав саморегулируемых организаций
    12.09.2023

    ТПП РФ предложила исключить избыточные требования при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО

    ТПП РФ направила в Минэкономразвития России предложения по доработке проекта постановления Правительства Российской Федерации, который вводит условия применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих, кадастровых инженеров и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Заместитель председателя Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Александр Селиванов сообщил, что проект был рассмотрен Палатой с участием представителей сферы саморегулирования и вызвал существенные нарекания. По мнению экспертов Палаты, проект вводит необоснованные, формальные критерии отнесения деятельности саморегулируемых организаций к категориям риска и предполагает проведение чрезмерных мероприятий при проведении проверок контролируемых субъектов. Так, уточнил Александр Селиванов, критерии отнесения объектов надзора к категориям низкого, среднего и значительного риска противоречат нормативным правовым актам Правительства РФ и не учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий выявленных нарушений в деятельности саморегулируемых организаций, необходимость проведения необходимого анализа результатов ранее проведенных проверок. Закрепленная в проекте постановления возможность отнести объект контроля (надзора) ‎к более высокой категории риска при отсутствии четко установленных критериев позволит дискреционно использовать любое нарушение как формальное основание для ужесточения контрольных (надзорных) требований и несет в себе коррупциогенную составляющую. Кроме этого, не установлены правила применения индикаторов риска и принятия решения о проведении внеплановых проверок. Права же контролируемых лиц на защиту своих интересов и своевременное обжалование действий (бездействия) и необоснованных решений органа контроля также не предусмотрены. По мнению Александра Селиванова, внедрение предусмотренной проектом юридической конструкции приведет к увеличению числа внеплановых проверок, злоупотреблениям полномочиями при осуществлении федерального государственного надзора, и, как следствие, к повышению нагрузки и давлению на представителей предпринимательского сообщества. Александр Селиванов отметил, что для исключения таких рисков, Палата предложила устранить существующие в проекте недостатки и пересмотреть категории рисков с учетом комплексного подхода к основаниям для разграничения категорий риска. К низкой категории риска предложено отнести деятельность, в отношении которой выявлены нарушения соблюдения ‎обязательных требований без последующего принятия решения о привлечении к административной ответственности. К средней категории риска - установить факт однократного привлечения к административной ответственности, а к значительной категории риска – выявить факт неоднократного нарушения КоАП РФ.   Департамент законотворческой деятельности, М.Чудинова
    06.12.2022

    Совет ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности продолжает работу по совершенствованию системы саморегулирования

    В ТПП РФ председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Андрей Паранич провел очередное заседание Совета в очно-заочном формате. В мероприятии приняли участие члены Совета, представители Минэкономразвития России, Росреестра России, Банка России,  саморегулируемых организаций и отраслевого бизнеса. Технический директор СРО атомной отрасли Лев Пятин рассказал об этапах развития строительного комплекса атомной отрасли и механизме саморегулирования в указанной сфере. Он сообщил, что в состав СРО входят застройщики, комплексные изыскатели, генеральные проектировщики и подрядчики, а также комплекс гражданского строительства, а целью работы СРО атомной отрасли, в первую очередь, является организация должного качества услуг и работ, осуществляемых его членами, и соответствующий контроль за соблюдением соответствующих стандартов и требований. Для реализации таких задач разработаны единые с ГК «Росатом» стандарты деятельности, функционирует система квалификации при приеме в СРО и допуске на рынок, осуществляется подготовка персонала и контроль за деятельностью членов со стороны СРО. Вместе с тем, Лев Пятин отметил, что существенной проблемой для организации регулирования деятельности в строительстве атомной отрасли и для обеспечения безопасности объектов атомной энергетики в настоящее время, в частности, является то, что работы и услуги в данной сфере при заключении договора подряда вправе выполнять как представители СРО строительной отрасли, не имеющие необходимой квалификации и опыта работы в строительстве объектов атомной энергетики, так и субподрядчики, не являющиеся членами СРО строительной отрасли, квалификация которых вообще не имеет какого-либо подтверждения. Указанные причины поспособствовали снижению качества строительства отраслевых объектов. Такое положение дел стало возможно ввиду того, что Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено создание СРО в строительной отрасли по территориальному признаку, а не по отраслевому. Кроме этого, в настоящее время не имеется утвержденного на федеральном уровне специального перечня видов работ, которые могут осуществляться на атомных объектах, а также требований к их качеству. Для решения указанных проблем и улучшения качества работы на атомных объектах президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов и Лев Пятин предложили законодательно разрешить создание отраслевых СРО в сфере атомной энергетики, оставив территориальный признак создания СРО при строительстве иных объектов, не являющихся объектами безопасности и энергетики; ввести в градостроительное законодательство перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установив минимально необходимые требования к их выполнению; предусмотреть обязательность членства в СРО субподрядных организаций и др. Антон Глушков, президент Ассоциации НОСТРОЙ, идеи представителей СРО атомной отрасли не поддержал, сообщив, что действующий в настоящее время механизм саморегулирования по территориальному, а не по отраслевому принципу, показал свою эффективность. Более детально изложенные инициативы решено проработать совместно с представителями Минстроя России, Ассоциации НОСТРОЙ и СРО строительной отрасли. Мария Коршикова, вице-президент СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» в своем выступлении, посвященном дополнительному рассмотрению инициативы Совета по СРО о предоставлении возможности самозанятым гражданам объединяться в саморегулируемые организации, изучив замечания Минэкономразвития России, отметила следующее. Инициатива была разработана в целях выполнения задач, направленных на повышение качества предоставляемых самозанятыми сервисов и услуг, определенных ФНС России основной идеей развития специального налогового режима. При этом в качестве доработки предложений Совета Мария Коршикова предложила уточнить вопросы о минимальной численности СРО самозанятых и исключении обязательности их объединения в СРО. Марина Соколова, начальник Управления по контролю и надзору в сфере саморегулирования Росреестра поддержала идею о предоставлении самозанятым возможности объединяться в СРО, но обратила внимание, что идея нуждается в доработке с учетом того, что самозанятые не являются предпринимателями в соответствии с понятиями законодательства, а объединение участников рынка в СРО осуществляется в соответствии с видами их предпринимательской и профессиональной деятельности. Изложенные участниками заседания предложения по доработке инициативы о предоставлении возможности самозанятым гражданам объединяться в саморегулируемые организации решили направить в Минэкономразвития России для дополнительного изучения. Дарья Андрианова, заместитель директора Национальной ассоциации специалистов финансового планирования, довела до присутствующих итоги проведенного ранее Советом анкетирования представителей СРО по вопросам применения лучших практик саморегулирования, сложившихся на рынке; эффективности актуального законодательства в сфере саморегулирования; наличия регуляторных барьеров, препятствующих дальнейшему развитию института саморегулирования, предложениях по совершенствованию системы саморегулирования. При этом она особо выделила направления, которые, по мнению респондентов, нуждаются в уточнении регулирования. Это повышение качества надзора и контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов, разделение полномочий государства и СРО для снижения регуляторной нагрузки на субъектов рынка, установление более действенного диалога между профессиональным сообществом, СРО и госорганами и др. Элла Платонова, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) высказала мнение о том, что вопросы повышения квалификации членов СРО и контроля за их деятельностью остаются актуальными и нуждаются в дополнительном регулировании. По словам Эллы Платоновой, регулирование таких направлений деятельности в СРО в сфере финансового рынка с учетом вертикали взаимодействия с Банком России находится на высоком уровне и позволяет исключить определенные риски в работе, и предложила отраслевым СРО использовать аналогичную модель взаимодействия с надзирающими госорганами. В завершение заседания Александр Селиванов, заместитель директора Департамента законотворческой деятельности ТПП РФ подвел итоги работы Совета и наметил план работы на следующий год. При этом он акцентировал внимание присутствующих на том, что Совет продолжит работу с федеральными органами исполнительной власти по продвижению инициатив Совета и учтет итоги анкетирования при формировании новых законодательных предложений.     Департамент законотворческой деятельности