Борисов Александр Иванович

Председатель
  • Московская Международная Бизнес Ассоциация: Генеральный Директор
  • Совет по внешнеэкономической деятельности: Член совета
  • Комитет по предпринимательству в сфере рекламы: Член комитета
  • Совет ТПП РФ: Член Совета

Твилдиани Юрий Константинович

Заместитель председателя

Якунин Вадим Сергеевич

Заместитель председателя

Волков Андрей Валентинович

Заместитель председателя
Главная тема
ТПП РФ участвует в разработке мер по замещению импортного хмеля в производстве пива
    27.01.2022

    «Рост цен неизбежен». Россиян предупредили о последствиях маркировки консервов и кормов

    Правительство расширит перечень товаров с обязательной цифровой маркировкой. На портале нормативных правовых актов анонсировали ввод маркировки для крепкого алкоголя, консервов из мяса, рыбы, овощей и фруктов, а также кормов для животных. Также с 1 сентября 2022 года начнётся обязательная маркировка пива. О том, как это повлияет на российский рынок, «Секрету фирмы» рассказал председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. К 2024 году в России планируют создать единую систему маркировки товаров. Так в Минпромторге хотят ликвидировать теневой оборот продукции. Маркировка уже обязательна для лекарств, молочной продукции, табака, парфюмерии, меховых изделий, обуви и ряда других товаров. С сентября 2022 года начнут маркировать пиво, а недавно начался эксперимент по маркировке БАД и антисептиков. С 1 апреля 2022 года в России начнётся эксперимент по маркировке рыбных, а с 1 мая – всех прочих консервов. Одновременно планируют ввести маркировку кормов для домашних животных. С 1 июня начнут маркировать вина и крепкий алкоголь. 31 августа завершится эксперимент по маркировке пива, и система может заработать в обязательном порядке. По мнению эксперта Торгово-промышленной палаты РФ Александра Борисова, больших проблем из-за ввода маркировки не предвидится: у перечисленных товаров производство поставлено на конвейер. Как показывает опыт других отраслей, технические вопросы маркировки можно легко решить – при условии дополнительных материальных затрат. «Непросто всё с алкоголем – маркировка будет вызывать некоторое недоумение и противодействие участников рынка, так как они и без того находятся под жёстким контролем Росалкогольрегулирования, включая систему ЕГАИС. Здесь речь скорее должна идти об объединении всех действующих систем в одну и снятия дополнительного обременения с бизнеса», - пояснил «Секрету» Борисов. Оценить масштабы роста цен сейчас довольно трудно, так как у каждого сегмента рынка свои сложности, уверен эксперт. Это и скорость работы конвейера, и конфигурация самих форматов упаковки. Необходимо решить, каким образом внедрить маркировку — типографским или путём включения её в дизайн упаковки. Это сложная техническая работа, и она потребует дополнительных затрат как от операторов, так и от бизнеса. «Рост цен неизбежен. Значительная часть всего оборудования, что потребуется для внедрения этой системы цифровой маркировки, в России не производится. Сами понимаете, курсовые колебания и затраты на закупку техники бизнес не может никаким путём компенсировать, кроме как повышением цен. Понятно, что и покупка самих средств идентификации будет включаться в цену. Для каждого сегмента рынка стоимость внедрения будет разная, но она никогда не ограничивается той, что указана в предварительных расчётах», - отметил Борисов. Оператор системы маркировки «Честный знак» заявил, что маркировка молочной продукции не оказывает негативного влияния на цены. По подсчётам специалистов Высшей школы экономики, стоимость маркируемой продукции растёт медленнее, чем та, которая продаётся без специальных штрихкодов. Ранее «Секрет» писал, что из-за сбоев в системе маркировки, которая с лета 2020 года является обязательной, в аптеки и медицинские учреждения своевременно не попали около 40 млн упаковок сотен различных препаратов, в том числе жизненно важных. Фармкомпании не смогли вовремя растаможить машины на границах, а дистрибьюторы столкнулись со сбоями при отгрузках.
    14.10.2021

    ТПП РФ подняла проблему влияния цифровых регуляторных мер на предпринимательское сообщество

    В Палате состоялось заседание Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, на котором была обсуждена актуальная тема серьезного влияния регуляторных мер на предпринимательскую деятельность. Как отметил председатель Совета Александр Борисов, впервые обсуждается тема, которая близка к проблеме неналоговых платежей, поднятой Президентом ТПП России Сергеем Катыриным еще несколько лет назад. Дело в том, что государство быстро темпами расширяет число цифровых регуляторных систем, освоение которые серьезной нагрузкой ложится на плечи отечественного бизнеса. Александр Борисов напомнил, что все началось с ЕГАИС - системы контроля за алкогольным рынком, затем появились "Платон", "Меркурий", "Честный знак", состоялся переход на электронные кассы. Сейчас внедряется Национальная система прослеживаемости товаров, электронные пломбы в формате ЕАЭС. Вводятся единые государственные информационные системы в лесной промышленности, в сфере обращения драгметаллов, семян и других отраслях. "С одной стороны, все эти системы вроде нужны и полезны, но реализация каждого из этих проектов происходит со значительными трудностями, затягивается по времени, а самое главное - влекут за собой как одномоментные расходы на переоснащение, так и постоянные операционные расходы для бизнеса",  - отметил Александр Борисов. По его словам, если собрать экспертные оценки совокупных расходов по освоению различных цифровых систем, то возникает очень внушительная цифра. Так, оценивается, что ЕГАИС обошелся бизнесу примерно в 500 млрд рублей, "Платон" - в 250, введение электронных касс - 300 млрд, система цифровой маркировки товаров - 1,5 трлн, "Меркурий" - около 200 млрд, внедрение системы расширенной ответственности производителей (РОП) - 450 млрд рублей. Как было отмечено на заседании, необходимо посчитать и учитывать эти расходы, которые заметно снижают эффективность бизнеса. Значительные объемы денег изымаются из экономики, что приводит к снижению или полному отказу от инвестиций, снижению зарплат работников, производительности труда, а в конечном итоге - к повышению цен на товары. Важный момент состоит в том, что практически все контрольно-надзорные ведомства в стране заинтересованы в создании своих отраслевых контрольных или учетных систем. Как подчеркнул на заседании исполнительный директор АКОРТ Юрий Борисов, можно говорить уже о "цифровом риске": "в любой момент бизнес должен быть готов к тому, что могут появиться новые цифровые инициативы, которые потребуют новых затрат. То есть значительную часть чистой прибыли придется вкладывать в проекты по цифровизации чего-нибудь". При этом госструктуры практически не учитывают, что предпринимательское сообщество весьма  неоднородно. Если крупные компании с относительно небольшим напряжением смогут освоить новый цифровой проект от государства, то для среднего и малого бизнеса это оборачивается зачастую в большие проблемы, порой неподъемные. Поэтому на заседании прозвучало актуальное предложение о необходимости создать единый орган, площадку, которая бы занялась  координацией всех цифровых программ по срокам выполнения и по содержанию, смогла бы оценивать нагрузку на участников рынка по реализации государственной программы цифровизации. В свою очередь директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления "Сколково" Илья Ломакин-Румянцев предложил обратиться в федеральное правительство с предложением сформировать сводную рабочую группу по интеграции учетных систем государства. В ином случае, сказал он, "они  будут плодиться и растаскивать бизнес по самым разным углам". На заседании выступили с анализом ситуации в своих отраслях  президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков, исполнительный директор Ассоциации производителей фирменных торговых марок "Русбренд" Алексей Поповичев, директор по взаимодействию с государственными органами власти компании "М.Видео-Эльдорадо" Тагир Калимуллин, генеральный директор МК "Ассептика" Ольга Пелехатая, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной инвестиционной политике Игорь Скляр, менеджер по стратегическом маркетингу и технической политике "Мицубиси Электрик" Алексей Редькин.  Подводя итоги заседания, Александр Борисов указал, что поднятая тема, обязательно потребует дальнейшего обсуждения. Масштаб проблемы велик, и государству необходимо задуматься, в какие затраты для бизнеса выливается ускоренная программа цифровизации контроля и учета различных отраслей. Важно говорить о том, чтобы расходы по реализации программы несло и государство, раз оно заинтересовано детально знать о финансовых и товарных потоках в стране. И конечно, предпринимательскому сообществу нужно и дальше заниматься мониторингом ситуации - инициативы по новым цифровым проектам появляются у ведомств чуть ли не каждый день.      Пресс-служба ТПП РФ, Сергей Осипов  

    Материалы