Ефимов Виталий Борисович

Председатель
  • Государственная Дума ФС РФ: Депутат
  • Совет ТПП РФ: Член Совета
  • Общероссийское Общественное Движение "Народный Фронт "За Россию": Член Центрального штаба ОНФ
  • Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.: член комитета
  • Союз Транспортников России: Президент

Сологубова Алла Петровна

Заместитель председателя комитета, директор направления по региональной политике СТР

Блудян Норайр Оганесович

Заместитель председателя комитета, председатель подкомитета городского пассажирского транспорта, директор Ассоциации "ТАМА",
Главная тема
В Комитете ТПП РФ по транспорту и экспедированию создан подкомитет городского пассажирского транспорта
    13.03.2023

    Состояние инфраструктуры морских и речных портов и развитие внутренних водных путей - фактор национальной безопасности нашей страны

    Комитет Совета Федерации по экономической политике провёл круглый стол на тему «О состоянии инфраструктуры морских и речных портов, приоритетном развитии внутренних водных путей Российской Федерации». Модератором круглого стола выступил первый заместитель председателя  комитета Иван Абрамов. В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев, представители Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, Минприроды России, аудитор Счетной палаты. Во вступительном слове Иван Абрамов отметил, что состояние и развитие внутренних водных путей, их использование, имеют большое значение для обеспечения интересов Российской Федерации во внешнеторговой и внутриэкономической деятельности, связанности регионов, жизнеобеспечения районов Крайнего Севера, обеспечения национальной безопасности нашей страны. По его словам, одной из важных проблем являются инфраструктурные ограничения, к которым, прежде всего, относится снижение глубины водных путей, их протяженности с гарантированными габаритами судового хода, маловодностью ряда рек. «Основным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие внутренних водных путей и восстановление данной отрасли, является отсутствие подкрепленного финансированием системного подхода», — заявил Иван Абрамов. С основным докладом по теме круглого стола выступил Константин Анисимов, который отметил, что Правительством Российской Федерации утверждена Транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее -  Стратегия), в которой определены ключевые мероприятия развития внутреннего водного транспорта. Это создание необходимой современной инфраструктуры внутренних водных путей, прежде всего, на грузонапряженных  участках Единой глубоководной системы; устранение лимитирующих участков опорной сети внутренних водных путей; строительство новых судов; развитие грузовых портов (в том числе строительство и модернизация гидротехнических сооружений, обновление перегрузочной техники), пассажирских причалов, в том числе в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях. Также он отметил, что в рамках реализации Стратегии предусмотрено устранение лимитирующих участков при содержании внутренних водных путей с увеличением их пропускной способности на 60 млн тонн. Особое внимание уделяется улучшению параметров внутренних водных путей для обеспечения транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и Крайнего Севера. Наибольшее воздействие на транспортные потоки среди всех проектов на внутреннем водном транспорте окажет создание круглогодичного маршрута с возможностью прохода судов высокой грузоподъемности в направлении Каспий - Азов. В своем выступлении Александр Зайцев остановился на проблеме поддержания в удовлетворительном состоянии причальной инфраструктуры речных портов. В частности он сказал, что в речных портах Российской Федерации в эксплуатации находятся 16884 погонных метров причалов для обслуживания пассажирских судов и 54146 погонных метров грузовых причалов балансовой стоимостью 5,6 млрд руб. (без учета износа). Остаточная стоимость этих сооружений составляет свыше 1,5 млрд руб. Большинство этих сооружений находится в государственной собственности, и при сдаче в аренду портовых сооружений эксплуатирующим организациям арендная ставка определяется в соответствии с главой 30 (статья 375) Налогового Кодекса Российской Федерации в размере 2.2 % от их стоимости. Учитывая, что действующими законами и указами до 2013 года приватизация портовых сооружений была запрещена, поддержание их в рабочем состоянии в течение 30 лет и до настоящего времени осуществлялось акционерными обществами без компенсации расходов из федерального бюджета. Капитальный ремонт не проводился, что привело к деградации причальной инфраструктуры. По этой причине субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не принимают в собственность портовые гидротехнические сооружения и не становятся их балансодержателями. Для решения этой проблемы Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта разработала  поправки к проекту федерального закона №164532-8 «О внесении изменений в статью 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 303 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В частности, одна из поправок предлагает заменить понятие «рыночная стоимость объекта речного порта» на понятие «инвестиционная стоимость объекта речного порта с учетом срока его эксплуатации и фактического износа». В рамках дискуссии участники обсудили обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта, создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт. По итогам работы круглого стола будут подготовлены рекомендации, которые будут использованы в дальнейшей работе.   Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Борищенко          По материалам  Комитета  СФ по экономической политике                                           
    15.11.2022

    Эксперты автотранспортной отрасли обсудили вопросы обеспечения исправного техсостояния автотранспорта и возможность восстановления утилизированных агрегатов

    15 ноября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в рамках «Транспортной недели 2022» состоялся круглый стол: «Обеспечение исправного технического состояния автомобильного транспорта в течение жизненного цикла. Производство автомобильных компонентов путем восстановления утилизированных агрегатов, в т.ч. по импортозамещению». Организаторами мероприятия выступили Комитет ТПП РФ по транспорту и  экспедированию, Союз транспортников России и Союз автосервисов. В работе «круглого стола» приняли участие председатель Комитета, президент Союза транспортников России, депутат Государственной Думы Виталий Ефимов, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов и вице-президент союза Валерий Алексеев, президент Союза автосервисов России Александр Пахомов, руководители предприятий по ремонту и обслуживанию автотранспорта, представители территориальных торгово-промышленных палат, Минтранса России, Минпромторга России, ФТС России. Виталий Ефимов, открывая «круглый стол» отметил, что по инициативе Союза автосервисов России, эксперты Союза транспортников России и ТПП РФ изучали, анализировали и искали пути для решения сложной проблемы, которая может пагубно отразиться на грузовых и пассажирских автомобильных перевозках, а также нанести значительный ущерб всем секторам экономики и социальной жизни страны. Эта проблема связана с техническим износом транспортных средств зарубежных брендов и отсутствием в ближайшей перспективе, импортных запасных автокомпонентов для поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии. Дмитрий Курочкин в своем приветственном слове отметил, что в сложных условиях санкционного давления на экономику транспортно-логистические схемы переориентируются с традиционного западного направления на дружественные страны юга и юго-востока. Для эффективного и бесперебойного обеспечения страны товарами важнейшей задачей является работоспособность отечественного автомобильного транспорта. Правительство РФ уделяет самое пристальное внимание данному вопросу. С этой целью Минпромторгом России разрабатывается Стратегия развития автомобильной промышленности до 2035 года, предусматривающая обеспечение технологического суверенитета отечественной автомобильной промышленности. Этот крайне важный для отрасли документ должен быть подготовлен с учетом всех проблем, которые испытывает наш транспортный комплекс в текущей ситуации. В частности, в Стратегию необходимо включить вопросы, связанные с поддержанием в технически исправном состоянии автомобильной техники в течение жизненного цикла, а также возможность импортозамещения автомобильных компонентов посредством восстановительного ремонта утилизированных агрегатов. Соответствующие предложения уже направлены Палатой в Минпромторг России, напомнил Дмитрий Курочкин. Председатель Комитета по транспорту ТПП Саратовской области Юрий Хилюк проинформировал о ситуации с эксплуатацией автотранспортных средств в Саратовской области. Он отметил, что в связи с санкционным давлением заводы-изготовители иностранных транспортных средств покинули Россию, отказавшись проводить обслуживание и ремонт, поставлять детали, узлы и агрегаты. Из-за дефицита запчастей порой приходится переплачивать в несколько раз за ту или иную позицию. Если в ближайшее время не наладить собственного производства, то остановится большая часть автопарка, начнутся перебои с поставкой товаров, простои в производственных цепочках, что, в свою очередь, приведет к ухудшению экономической устойчивости страны, росту безработицы, разорению бизнеса. Эксперт отметил, что восстановление деталей, узлов и агрегатов может изменить ситуацию, положительно повлиять на сохранение каждой единицы техники и рабочих мест. Также он рассказал о своем практическом опыте, поддержания транспортных средств в исправном состоянии. Даже до введения санкций, при эксплуатации автомобилей Вольво официальные представители завода-изготовителя производили ремонт, устанавливая восстановленные детали и агрегаты, которые не уступают по качеству новым. С презентацией «О роли государственного регулирования в функционировании независимых станций технического обслуживания эксплуатируемых транспортных средств в индустрии, обеспечивающей жизненный цикл транспортных средств в настоящих экономических условиях» выступил Александр Пахомов. Он поддержал необходимость разработки в рамках Стратегии двух программ: «Обеспечение технического состояния автомобильной техники в течение всего жизненного цикла» и «Промышленное восстановление компонентов автомобильной техники». О создании сектора индустрии – промышленного восстановления компонентов в зарубежных странах выступил Дмитрий Ладикайнен, генеральный директор предприятия по восстановительному ремонту «Рейканен». Он привел убедительные примеры  создания и эффективного функционирования в зарубежных странах индустрии промышленного восстановления отработанных компонентов. Об опыте дилеров зарубежной техники иностранных брендов по созданию предприятий промышленного восстановления компонентов в Российской Федерации рассказали руководитель Центра восстановления компонентов «Ферронордик» Владислав Котов и генеральный директор ООО «АвирАвто» Алексей Родионов. С презентацией по теме «Перспективы параллельного импорта запасных частей для автомобильного транспорта» выступил заместитель генерального директора Автокомплекса «ЕвроАвто» Илья Плисов. Об опыте зарубежных стран по раскрытию технической документации производителями транспортных средств, участников мероприятия проинформировал генеральный директор Объединения «Механика» Дмитрий Даньшов. Председатель Правления Ассоциации «Машиностроительный кластер Республики Татарстан» Сергей Майоров рассказал как решается в Республике Татарстан вопрос снижения затрат на восстановления компонентов для обновления грузового автотранспорта на базе шасси «КАМАЗ» и «УРАЛ» в рамках импортозамещения. Затем состоялась торжественная церемония подписания Соглашения о сотрудничестве Союза транспортников России и Ассоциации «Машиностроительный кластер Республики Татарстан». От Союза Соглашение подписал президент Виталий Ефимов от Ассоциации Сергей Майоров. Подводя итоги «круглого стола» Виталий Ефимов призвал продолжить совместную работу по дополнению Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года. Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А. Борищенко
    18.08.2022

    Эксперты системы торгово-промышленных палат приняли участие в обсуждении вопросов развития проекта «Великий Волжский путь»

    18 августа состоялось организационное заседание рабочей группы комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Транспорт» по программе «Великий Волжский путь» по подготовке заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации. В мероприятии приняли участие помощник Президента Российской Федерации, секретарь Государственного совета Российской Федерации Игорь Левитин, губернатор Астраханской области, председатель рабочей группы «Великий Волжский путь» Игорь Бабушкин, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, председатель Комитет ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. По инициативе ТПП РФ в состав рабочей группы включены и приняли участие в заседании председатель Комитета по транспорту ТПП Ульяновской области Михаил Фролов, председатель Комитета по транспорту ТПП Саратовской области Юрий Хилюк, председатель Комитета по логистике и автоперевозкам ТПП Республики Татарстан Сергей Сотников. С вступительным словом к участникам мероприятия обратился Игорь Левитин, который отметил, что есть поручение Президента России по сохранению и предотвращению загрязнения реки Волги. Ее промышленную значимость сложно переоценить, поскольку река эксплуатируется в различных отраслях экономики. Реализация  предлагаемого Правительством Астраханской области проекта «Великий Волжский путь» окажет значительное влияние  на темпы и эффективность развития многих секторов экономики субъектов Российской Федерации в бассейне реки Волги. Также указанный проект позволит консолидировать усилия ряда федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за ту или иную сферы деятельности на реке. Волга имеет большой туристический потенциал, который будет обсуждаться на предстоящем в сентябре 2022 года Президиуме Госсовета по развитию туризма. «Великий Волжский путь» становится брендом России. Вместе с тем более 30 лет органы исполнительной власти не могут прийти к единому мнению о необходимости углубления дна реки и оценить, как это повлияет на ее экологическое состояние. Нет единого понимания в отношении  использования реки: Волга это только пассажирские перевозки и круизный туризм или это транспортная артерия для грузового судоходства. В своем выступлении Игорь Бабушкин также подчеркнул значимость проекта «Великий Волжский путь» для развития экономики страны. Губернатор Астраханской области предложил объединить в рамках проекта программы всех федеральных органов исполнительной власти и создать комплексный план развития реки Волги. Итогом деятельности рабочей группы должен стать детальный проект программы «Великий Волжский путь». По вопросу проведения дноуглубительных работах на Волге и Волго-Каспийском морском судоходном канале, а также строительстве дноуглубительного флота для Росморречфлота выступил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов. С презентацией предложений Астраханской области в программу «Великий Волжский путь» выступил министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области, руководитель секретариата рабочей группы Илья Волынский. О системных проблемах в развитии круизного туризма и предложениях по его развитию рассказал генеральный директор ООО «Водоходъ» Ришат Багаутдинов. Он отметил, что одной из существенных системных проблем является недостаточно качественное наземное обеспечение отдыха и передвижения туристов в местах запланированных стоянок круизных судов. В качестве инициатив он озвучил следующие предложения: - создать на базе Ростуризма для круизного маршрута «Великий Волжский путь» единый координационный центр для межрегионального взаимодействия субъектов РФ; - развивать детский и молодежный круизный туризм; - развивать причальную речную инфраструктуру для круизных судов; - продвигать на федеральном уровне экологический речной электрический транспорт. По итогам заседания участникам мероприятия рекомендовано не позднее 26.09.2022 года, направить в рабочую группу предложения в проект программы «Великий Волжский путь». Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Борищенко
    12.07.2022

    В ТПП РФ обсудили проблемы импортозамещения запасных частей в транспортном комплексе в условиях санкционного давления

    12 июля Президент ТПП РФ Сергей Катырин принял участие во Всероссийской конференции «О проблемах, связанных с импортозамещением и параллельным импортом в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры (на примере автомобильного и железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства)», прошедшей на Ильинке,6. Мероприятие организовано Союзом транспортников России совместно с ТПП РФ при поддержке Минпромторга, Минтранса и Минэкономразвития России, Федеральной таможенной службы. Модератор конференции президент Союза транспортников России, председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Виталий Ефимов отметил особую актуальность тем, поднятых на конференции. Транспортная составляющая существует у всех отраслей российской экономики, все зависят от того, как будет работать транспортный комплекс в стране. В России сейчас насчитывается более 6,5 млн грузовых автомобилей, около 50 млн легковых машин. Их обслуживает свыше 2,5 тысяч дилерских центров, более 70 тысяч станций техобслуживания (СТО) различного формата. И всем им в постоянном режиме требуются налаженные каналы поставок запчастей. После ввода санкций западными странами выяснилось, что транспортный комплекс очень сильно зависит от импорта запасных частей и комплектующих. По некоторым направлениям доля импорта превышает 90%. В этой ситуации, подчеркнул Виталий Ефимов, государство должно действовать системно, чтобы решить проблему дефицита автозапчастей на отечественном рынке. Это касается и параллельного импорта, и расширения собственного производства запчастей и комплектующих, а также формирования индустрии восстановительного ремонта компонентов и агрегатов автомобилей. И здесь, прежде всего, необходимо проработать информационную составляющую. Важно разобраться в том, какие товарные ниши потребуется закрывать параллельным импортом, а на каких направлениях возможно развивать именно отечественное производство. Здесь разумно создать профильный информационный центр, который займется решением таких вопросов. Выступивший на конференции Сергей Катырин также на первое место поставил работу в информационной сфере. По его словам, ТПП РФ плотно работает с деловыми советами, со своими зарубежными представительствами,  структурами в рамках ЕАЭС. И везде возникают вопросы – «вы сформулируйте точно, что вам нужно, какая продукция требуется, и тогда мы найдем вам партнеров». Таким образом, нужна системная работа с информационными потоками. От предпринимательского сообщества сейчас поступает много разновекторных обращений, требуется их выстроить в нужном формате. Вторая важная тема, почеркнул Сергей Катырин, – это продуманная государственная политика в сфере импортозамещения. «К нам обращаются предприниматели с вопросами перспективы развития производств. Они готовы вкладывать инвестиции, строить предприятия, но постоянно звучит тревога – а если ситуация изменится, на российский рынок вновь вернутся западные компании, то наши капиталовложения могут не окупиться. И здесь государству нужно четко обозначить условия работы бизнеса в реальном секторе на долгосрочную перспективу», - считает Президент ТПП РФ. Третья тема, которую обозначил Сергей Катырин – это продуманная политика в области контактов во внешнеэкономической сфере. Сначала была сильная ориентация на Запад, теперь Россия повернулась на Восток и Юг. Но и на этих направлениях не стоит зацикливаться на какой-то одной стране, важно развивать контакты с самыми различными странами. Наконец, четвертая тема – подтверждение обстоятельств форс-мажора – актуальна и для системы ТПП, и для транспортного комплекса. Дело в том, что система выдачи подтверждений о форс-мажоре по внешним контрактам работает, а вот по внутренним контрактам возникли проблемы. Пока законодательство, например, статья 401 ГК РФ, не позволяет признавать отсутствие какого-то комплектующего или материала на российском рынке обстоятельством непреодолимой силы. А проблема как раз в том, что какая-нибудь прокладка к двигателю была именно импортной, но ее не может передать по цепочке уже российская компания. В итоге весь производственный процесс останавливается. И таких обрывающихся цепочек в транспортном комплексе и других отраслях – немереное количество, - заключил Сергей Катырин. На конференции одной из главных тем стало структурирование и легализация в стране индустрии восстановительного ремонта автозапчастей и узлов. Как отмечали выступавшие, за рубежом этот сектор активно развивается. Восстановленные узлы автомобилей пользуются спросом у потребителей, а так называемая циркуляторная экономика быстро набирает обороты. В целом ряде стран создана система восстановления узлов и запчастей и их обращения на рынке. Главное – сформирована законодательная и нормативная база, позволяющая индустрии нормально развиваться. В России же, по сути, действует своя восстановительная индустрия, в этом сегменте работает порядка 500 компаний, представленных во всех регионах РФ. Однако проблема в том, что они до сих пор находятся в «серой зоне». В законодательстве даже не прописано понятие восстановленного автомобильного компонента. Тем более, нет ни одного нормативного или законодательного акта, который бы легализовал индустрию. «В современных сложных условиях считаю, что нужно в кратчайшие сроки легализовать восстановительную индустрию автомобильных компонентов, признать компании, работающие в данном секторе», - отметил Виталий Ефимов. Среди первоочередных мер на конференции было предложено создать в составе Минпромторга РФ специальную структуру, которая будет отвечать за развитие восстановительной индустрии. Также предложено изменить программу работы Фонда поддержки промышленности, в которой смогли бы принимать участие и предприятия, специализирующиеся на восстановлении автомобильных компонентов. Еще одно предложение – включить компании в число участников программы утилизации мусора и отходов. Это позволит получить определенный набор мер поддержки. И, конечно, на первом этапе нужно сформировать технический регламент работы отрасли и принять первые нормативные акты, легализующие индустрию. На конференции выступили заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Дмитрий Чернов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников, председатель правления Союза автосервисов России Александр Пахомов, руководители компаний, специализирующихся на восстановлении автомобильных компонентов  и другие. Пресс-служба ТПП РФ, С. Осипов