Ефимов Виталий Борисович

Председатель
  • Государственная Дума ФС РФ: Депутат
  • Совет ТПП РФ: Член Совета
  • Общероссийское Общественное Движение "Народный Фронт "За Россию": Член Центрального штаба ОНФ
  • Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.: член комитета
  • Союз Транспортников России: Президент

Сологубова Алла Петровна

Заместитель председателя комитета, директор направления по региональной политике СТР

Блудян Норайр Оганесович

Заместитель председателя комитета, председатель подкомитета городского пассажирского транспорта, директор Ассоциации "ТАМА",
Главная тема
Развитие общественного транспорта в регионах России
    29.11.2023

    «Встречи на Ильинке»: глава Минцифры Максут Шадаев ответил на вопросы бизнеса

    28 ноября в ТПП России в рамках цикла «Встречи на Ильинке» представители бизнеса встретились с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максутом Шадаевым. Президент ТПП РФ Сергей Катырин в приветственном слове отметил, что тема цифровизации является одной из важнейших для ТПП. Во-первых, это возможность выстроить взаимодействие с членской базой, обеспечить работу всей системы торгово-промышленных палат в 350 точках присутствия по стране, а это – более 140 палат и их филиалы. Второй немаловажный аспект использования цифровых технологий – оказание услуг предпринимателям в электронном виде и взаимодействие с органами государственной власти. Максут Шадаев в начале встречи обозначил приоритеты деятельности министерства. В частности, рассказал об итогах реализации нацпроекта «Цифровая экономика», действующего с 2019 года. Так, с этого момента более 80 тысяч бюджетных объектов было подключено к высокоскоростному интернету через оптический кабель, проектом охвачено свыше 10 тысяч населенных пунктов. Также, по словам министра, трафик на портале «Госуслуг» за четыре года вырос в четыре раза. «Ежедневная аудитория пользователей составляет больше 10 млн человек. Только с начала года через цифровую экосистему оказано 600 млн услуг. Цифровые услуги вошли в нашу повседневную жизнь», – сказал он. Министр отметил, что одним из важнейших направлений является поддержка IT-бизнеса. Компаниям из отрасли предоставляются различные налоговые льготы, освобождение от проверок, предусмотрена ипотека для сотрудников, выделяются гранты на разработки. Кроме того, продолжил он, министерство уделяет серьезное внимание вопросам кибербезопасности. После этого представители делового сообщества, объединяемого ТПП РФ, смогли задать свои вопросы и обсудить наиболее актуальные темы, относящиеся к компетенции Минцифры. Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев поинтересовался, как министерство относится к инициативе по введению необоротных штрафов или предупреждений в качестве мер ответственности за «утечку» персональных данных в отношении компаний, добросовестно соблюдающих требования законодательства и установивших отечественные средства защиты информации. Он предложил подумать о более мягких санкциях и разработать типовые решения по защите информационной безопасности в зависимости от масштаба бизнеса и его отраслевой принадлежности. Максут Шадаев, отвечая на вопрос, заметил, что в основном данные утекают не у малых компаний, а у крупных цифровых платформ, экосистем. «Здесь, наверное, действительно нельзя сказать, что бывают абсолютно безопасные системы. Но без введения оборотных штрафов нам кажется, что эту ситуацию не переломить. Потому что инфраструктура кибербезопасности требует больших вложений, зачастую результаты расследований утечек показывают, что бизнес на этом экономит», – прокомментировал министр. Шадаев добавил, что в рамках этой меры ответственности компании сначала получат предупреждение и лишь при повторном нарушении будут наказаны за крупную утечку. Также предусмотрен «коридор» размера штрафов – от 0,1 до 3% выручки за год, предшествующий нарушению. У компаний есть возможность получить штраф по нижней планке, если она добросовестно выполняла определенные требования, например, инвестировала в кибербезопасность, урегулировала отношения с не менее 80% пострадавших, подавших заявления, уточнил он. Председатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев напомнил, что Минцифры приступило к работе по формированию новой программы «Национальная экономика данных». Он рекомендовал привлечь экспертов ТПП в рабочую группу по доработке проекта программы. Сопредседатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики, председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко поинтересовался, как министерство относится к инициативе обеспечить распространение мер поддержки на все сектора ИТ-индустрии, включая разработчиков, системных интеграторов, дистрибьюторов, компаний в области инфобезопасности. Президент Ассоциации РАТЭК Александр Онищук высказал опасения по поводу возможных последствий введения «утилизационного сбора» на зарубежное ИТ-оборудование, аналоги которого производятся в России. Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, директор Ассоциации «ТАМА» Норайр Блудян предложил обсудить введение в стране системы обязательной сертификации мобильных приложений коммерческих структур, осуществляющих деятельность в области пассажирских перевозок. Член Правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», председателю Правления «Базальт СПО» Алексей Смирнов указал на то, что в рамках Индустриальных центров компетенций ведутся проекты разработки программного обеспечения, но «в большинстве случаев отсутствует требование совместимости с отечественным общесистемным программным обеспечением, включая операционные системы». Президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата» Феликс Лапин подключился к мероприятию посредством ВКС. Он рассказал, что в условиях функционирования крупных отраслевых объединений разработчиков программного обеспечения целесообразно инициировать процесс саморегулирования отрасли путем ранжирования ценообразования в зависимости от масштаба бизнеса – микро, малый, средний, его ежегодного оборота и среднесписочной численности. Подобный механизм, считает он, позволит обеспечить широкое внедрение механизмов импортозамещения. Максут Шадаев предоставил исчерпывающие комментарии по высказанным мнениям, дал оценку поднятых проблем. На некоторых темах он остановился наиболее подробно. Так, начальник управления «Индустриальный центр экспертизы «Химия» Дирекции по цифровизации капитальных проектов и производства «Цифровые технологии и платформы» (дочернее общество «МХК «ЕвроХим») Кирилл Киреев спросил, как Минцифры оценивает вероятность продления льгот для ИТ-специалистов и ИТ-компаний после 2024 года. Максут Шадаев отметил, что, в частности, продление льготы по налогу на прибыль для IT-компаний зависит от ситуации с бюджетами регионов. «Что касается льгот, у нас одна ключевая налоговая льгота – по налогу на прибыль. Она заканчивается в конце 2024 года. Налог на прибыль сейчас обнулен. В целом, дискуссия идет очень активная. Но, я думаю, что решение о ее продлении будет приниматься с учетом реального состояния бюджетов, потому что, напомню, налог на прибыль – это, в основном, региональный налог», - сказал министр. Он добавил, что надеется, что все остальные льготы для IT-отрасли будут сохранены. Завершая встречу, Президент ТПП РФ Сергей Катырин напомнил, что в 2024 году Россия председательствует в объединении БРИКС, в обновленный состав которого могут войти 11 стран. Он поинтересовался, какие вопросы, касающиеся внедрения искусственного интеллекта, можно поднять в рамках работы Делового совета БРИКС, председателем которого является С.Катырин. «Хотелось бы опираться на экспертизу министерства при формулировании смыслов, вопросов для обсуждения и предлагать решения в рамках данного направления», – сказал Сергей Катырин. Максут Шадаев ответил, что было бы интересно посмотреть практику других стран в здравоохранении, образовании, промышленности и обсудить общие подходы к регулированию внедрения искусственного интеллекта. «Тема мне кажется очень актуальной», – заключил министр.   Пресс-служба ТПП РФ, Н.Шахвалиев
    18.05.2023

    Эксперты обсудили необходимые меры защиты отечественного рынка транспортно-экспедиторских и логистических услуг

     18 мая в Торгово-промышленной палате Российской Федерации  прошло очередное заседание подкомитета по экспедированию и логистике Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию на тему: «О мерах по недопущению на рынок транспортно-экспедиторских и логистических услуг компаний, не отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации». Заседание провела председатель подкомитета, президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций (далее - АРЭ) Ольга Мельникова. В заседании приняли участие: член Совета ТПП РФ и Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Новороссийской ТПП Игорь Жаринов, член Совета ТПП РФ по таможенной политике, председатель Совета Гильдии логистических операторов при Московской ТПП Светлана Домнина, заместитель генерального секретаря Международного Координационного Совета по трансъевразийским перевозкам Наталья Степанова, руководитель Международного Центра управления цепями поставок НИУ ВШЭ Виктор Сергеев, представители транспортно-экспедиторских и научно-образовательных организаций. В своем выступлении Ольга Мельникова обозначила основные направления работы подкомитета и экспертного сообщества по реализации мер, ограничивающих допуск  на рынок транспортно-экспедиторских и логистических услуг компаний, не отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации». В их числе: лицензирование деятельности в сфере услуг транспортного экспедирования и логистики; обязательное членство экспедиторских и логистических организаций в отраслевых объединениях; введение отдельного кода ОКВЭД для организаций, оказывающих экспедиторские и логистические услуги. Также она отметила необходимость нормативно-законодательного подтверждения некоторых мер по нормализации условий работы на рынке, реализуемых АРЭ, в целях повышения эффективности их применения, включая сертификацию услуг экспедирования и логистики, ведение реестра экспедиторских и логистических компаний, другие мероприятия по повышению качества оказываемых услуг и уровня квалификации сотрудников. В ходе дискуссии выступили и поддержали предложения АРЭ: Светлана Домнина, Наталья Степанова, ученый секретарь Научно-экспертного совета АРЭ Сергей Саркисов, заведующая кафедрой МГИМО Татьяна Полянова и другие участники заседания. Ольга Мельникова в заключительном слове подчеркнула значение ускорения этой работы в рамках подготовки редакционных поправок и дополнений в законодательную и нормативную правовую базу регулирования отрасли - Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 №554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» и другие документы. Участникам заседания было предложено в кратчайший срок представить свои предложения по обсуждаемым вопросам для дальнейшей систематизации и проработки в рамках Научно-экспертного совета АРЭ и рабочей группы подкомитета. Заместитель директора АРЭ Сергей Бакаев ознакомил участников заседания с состоянием проработки вопроса предыдущего заседания подкомитета - «Основные понятия транспортно-экспедиторской и логистической деятельности». Он сообщил, что от членов подкомитета и приглашенных экспертов получены конструктивные предложения по упорядочению и разработке единой терминологии. Участники заседания поддержали предложение о продолжении работы, принимая во внимание ключевое значение формирования понятийного аппарата для включения в законодательную и нормативную правовую базу регулирования отрасли.   Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А. Борищенко
    13.03.2023

    Состояние инфраструктуры морских и речных портов и развитие внутренних водных путей - фактор национальной безопасности нашей страны

    Комитет Совета Федерации по экономической политике провёл круглый стол на тему «О состоянии инфраструктуры морских и речных портов, приоритетном развитии внутренних водных путей Российской Федерации». Модератором круглого стола выступил первый заместитель председателя  комитета Иван Абрамов. В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев, представители Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, Минприроды России, аудитор Счетной палаты. Во вступительном слове Иван Абрамов отметил, что состояние и развитие внутренних водных путей, их использование, имеют большое значение для обеспечения интересов Российской Федерации во внешнеторговой и внутриэкономической деятельности, связанности регионов, жизнеобеспечения районов Крайнего Севера, обеспечения национальной безопасности нашей страны. По его словам, одной из важных проблем являются инфраструктурные ограничения, к которым, прежде всего, относится снижение глубины водных путей, их протяженности с гарантированными габаритами судового хода, маловодностью ряда рек. «Основным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие внутренних водных путей и восстановление данной отрасли, является отсутствие подкрепленного финансированием системного подхода», — заявил Иван Абрамов. С основным докладом по теме круглого стола выступил Константин Анисимов, который отметил, что Правительством Российской Федерации утверждена Транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее -  Стратегия), в которой определены ключевые мероприятия развития внутреннего водного транспорта. Это создание необходимой современной инфраструктуры внутренних водных путей, прежде всего, на грузонапряженных  участках Единой глубоководной системы; устранение лимитирующих участков опорной сети внутренних водных путей; строительство новых судов; развитие грузовых портов (в том числе строительство и модернизация гидротехнических сооружений, обновление перегрузочной техники), пассажирских причалов, в том числе в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях. Также он отметил, что в рамках реализации Стратегии предусмотрено устранение лимитирующих участков при содержании внутренних водных путей с увеличением их пропускной способности на 60 млн тонн. Особое внимание уделяется улучшению параметров внутренних водных путей для обеспечения транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и Крайнего Севера. Наибольшее воздействие на транспортные потоки среди всех проектов на внутреннем водном транспорте окажет создание круглогодичного маршрута с возможностью прохода судов высокой грузоподъемности в направлении Каспий - Азов. В своем выступлении Александр Зайцев остановился на проблеме поддержания в удовлетворительном состоянии причальной инфраструктуры речных портов. В частности он сказал, что в речных портах Российской Федерации в эксплуатации находятся 16884 погонных метров причалов для обслуживания пассажирских судов и 54146 погонных метров грузовых причалов балансовой стоимостью 5,6 млрд руб. (без учета износа). Остаточная стоимость этих сооружений составляет свыше 1,5 млрд руб. Большинство этих сооружений находится в государственной собственности, и при сдаче в аренду портовых сооружений эксплуатирующим организациям арендная ставка определяется в соответствии с главой 30 (статья 375) Налогового Кодекса Российской Федерации в размере 2.2 % от их стоимости. Учитывая, что действующими законами и указами до 2013 года приватизация портовых сооружений была запрещена, поддержание их в рабочем состоянии в течение 30 лет и до настоящего времени осуществлялось акционерными обществами без компенсации расходов из федерального бюджета. Капитальный ремонт не проводился, что привело к деградации причальной инфраструктуры. По этой причине субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не принимают в собственность портовые гидротехнические сооружения и не становятся их балансодержателями. Для решения этой проблемы Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта разработала  поправки к проекту федерального закона №164532-8 «О внесении изменений в статью 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 303 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В частности, одна из поправок предлагает заменить понятие «рыночная стоимость объекта речного порта» на понятие «инвестиционная стоимость объекта речного порта с учетом срока его эксплуатации и фактического износа». В рамках дискуссии участники обсудили обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта, создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт. По итогам работы круглого стола будут подготовлены рекомендации, которые будут использованы в дальнейшей работе.   Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Борищенко          По материалам  Комитета  СФ по экономической политике