Широков Андрей Вячеславович

Председатель
  • Совет ТПП РФ: Член Совета

Чижов Сергей Дмитриевич

Заместитель председателя

Вербицкий Александр Саулович

Заместитель председателя

Хмельников Борис Вадимович

Заместитель председателя

Гордеев Дмитрий Павлович

Заместитель председателя
Главная тема
Сфера ЖКХ подошла к переосмыслению роли управляющих организаций
    15.09.2022

    Реализация конституционных норм обеспечения принципов соцпартнерства в ЖКХ выходит на первый план благодаря поддержке ТПП РФ

    15 сентября 2022 года состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Главной темой заседания стал вопрос реализации конституционных норм, обеспечивающих принципы социального партнерства при регулировании социально-трудовых и иных непосредственно связанных отношений, в первую очередь экономических. Также были рассмотрены предложения Союза предпринимателей-работодателей Удмуртской Республики об освобождении от уплаты НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и инициатива Комитета о проекте закона, расширяющего список организаций, не подлежащих банкротству. Открыл мероприятие председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков, который акцентировал внимание присутствующих на том, что тема социального партнерства на сегодняшний день выходит на первый план и Комитет будет серьезно заниматься ее развитием. Вероника Межецкая, заместитель генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики, главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право», председатель подкомитета по кадровой политике и развитию отраслевой системы социального партнерства и профессиональных квалификаций Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства в своем выступлении обозначила основные проблемы сферы ЖКХ, среди которых нарастающий дефицит профессионалов отрасли из-за низких зарплат, низкий уровень профессиональных квалификаций работников, причиной чего является слабое участие отрасли в развитии национальной системы квалификаций и другие проблемы, которые можно начать решать с помощью внедрения в отраслевую систему конституционной нормы социального партнерства. «Сейчас в ряде регионов Российской Федерации усилился негативный для работодателей «тренд», когда работники организаций подают коллективные иски в суд с претензией выплаты заработной платы в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ (ФОТС), но органы регулирования зачастую допускают в регулируемых тарифах уровень зарплаты ниже ФОТС. Проект тарифного закона, разработанный ФАС России, предполагает обязательный учет отраслевых тарифных соглашений на отраслевом уровне социального партнерства, но сейчас в законодательстве о тарифном регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения и обращения с ТКО имеются нормы, которые дают возможность органам регулирования не применять соглашения и по этой причине существует острая необходимость изменений в действующее тарифное законодательство». Эксперт внесла предложение разработать Концепцию развития системы социального партнерства, профессиональной системы квалификаций и сохранения кадрового потенциала в жилищной и коммунальной сфере как базовый документ для решения ряда имеющихся острых отраслевых проблем. Юлия Евдокимова, заведующая Отделом социально-трудовых отношений Общероссийского отраслевого Профсоюза работников жизнеобеспечения отметила ряд проблем, с которыми сталкивается профсоюз в процессе реализации и развития социального партнерства. Первым серьезным препятствием в его развитии эксперт назвала несовершенство законодательства и нормативно-правового регулирования. «Несмотря на то, что теперь обеспечение и развитие социального партнерства стали конституционными нормами, до сих пор они не нашли отражение в ряде законов, подзаконных актов и документов, носящих более прикладной характер. Так, например, до сих пор в положения ФОИВов (Минстрой России, Минэнерго России, Минприроды России, ФАС России) не закреплены соответствующие полномочия, хотя профсоюз неоднократно давал такие предложения, в том числе на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Это упущение позволяет органам исполнительной власти дистанцироваться от полноценного участия в его развитии, уклоняться от подписания отраслевых соглашений, не принимать участие в содействии по их реализации, подготавливать и утверждать отраслевые НПА без согласования со сторонами соцпартнерства». Также среди имеющихся проблем реализации и развития социального партнерства Юлия Евдокимова назвала отсутствие полноценной структуры представительства работодателей, что не позволяет выстроить действенную и функциональную отраслевую систему социального партнерства для решения широкого круга отраслевых проблем и создает препятствия по реализации положений федеральных отраслевых соглашений и ряд других. Владимир Нефедов, исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), член Экспертного совета по вопросам ЖКХ при ФАС России отметил, что ФОТС – это тот источник, который позволяет обеспечить финансирование расходов всех организаций ЖКХ, и ресурсоснабжающих и управляющих организаций, и внес предложения по внесению изменений в действующие документы ценообразования сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами, электроснабжения, газоснабжения и в Жилищный кодекс. Анатолий Кочегаров, президент ОООР ЖКК, рассказал собравшимся, что Общероссийское объединение работодателей сферы жизнеобеспечения в целях развития социального партнерства разработало механизмы вовлечения в данные процессы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ОООР ЖКК подготовлен проект обращения к высшим должностным лицам субъектов РФ и региональная модель отраслевой системы социального партнерства (ОССП). Заместитель председателя Комитета, генеральный директор ЗАО «Центр муниципальной экономики» Борис Хмельников в своем выступлении заострил внимание присутствующих на важности нормирования труда как одной из составляющих системы социального партнерства и отметил необходимость квалифицированной и профессиональной подготовки отраслевых норм труда федеральными органами исполнительной власти, что создаст возможность для формирования эффективных систем оплаты труда и позволит определить реальную потребность в кадрах в жилищно-коммунальной сфере. Олеся Лещенко, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ отметила, что Минстрой не намерен самоустраняться от развития социального партнерства и поэтому в Стратегии развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года эта норма будет заложена. При этом весь вопрос в реализуемости экспертных предложений, ведь роста тарифов выше предельных индексов не будет по причине того, что это связано с платежом граждан. «Продекларировать можно все, что угодно, но нужно, чтобы любые наши инициативы можно было еще и применить без участия суда и Минстроя России». Начальник отдела развития социального партнерства Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты РФ Михаил Блюм сообщил присутствующим, что в настоящее время Минтрудом России получено порядка 800 мотивированных отказов от Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ и министерство готово провести консультации с работодателями. Он дал информацию о том, что РТК в настоящее разрабатываются критерии мотивированности отказа от отраслевых соглашений. Анатолий Лазаренко, председатель Правления Союза «Региональное объединение работодателей Тюменской области» предложил для развития отраслевой системы социального партнерства применять системный подход, с помощью которого возможно построить полноформатную систему дружественных оппонентов – работодателей, работников и органов власти и органов местного самоуправления. «В стране отсутствует нормативное определение что такое «отрасль», границы размыты, поэтому даже вид экономической деятельности называет себя отраслью. В таком случае хочется самим принимать решения или быть приближенным к центрам принятия решений. Однако Минстрой России пытается дистанцироваться от всех этих объединений. При таком раскладе очень сложно выстроить эффективную систему управления». Вопросы систематизации функционирования отраслевого социального партнерства также освещались на заседании и нашли принципиальную поддержку у профессионального сообщества. О проекте, расширяющего список организаций, не подлежащих банкротству, рассказал Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Предложено внести изменение в пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса РФ, в котором должно быть указано на недопустимость применения процедуры банкротства в отношении товариществ собственников недвижимости всех видов и жилищных кооперативов, самостоятельно управляющих собственными  многоквартирными домами. Сусана Киракосян, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, рассказала о судебной практике за последние 3 года и увеличивающихся случаях привлечения председателей ТКЖ к ответственности, приравнивание их как членов коллегиального органа к статусу единоличного исполнительного органа с возложением на них всей полноты ответственности по долгам. По вопросу повестки заседания об освобождении от уплаты НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выступил Рауф Кутдузов, председатель правления Союза предпринимателей-работодателей Удмуртской Республики. Также с поддержкой и о судебной практике начисления НДС в г. Екатеринбурге рассказал юрист Андрей Смирнов. На заседании также присутствовали и выступили Леонид Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ ВШЭ, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ; Григорий Петренко, генеральный директор ОАО «Коммунэнерго», г. Киров; Евгений Блех, профессор РАНХиГС; Константин Белослудцев, генеральный директор АО «Роскоммунэнерго» и другие эксперты. По итогам заседания Комитетом принято решение подготовить соответствующие предложения в органы государственной власти. Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖК, В.Храновский журнал «ЖКХэксперт: экономика и право»
    14.09.2022

    Актуальные вопросы реализации программы развития альтернативной газификации

    В рамках XI Петербургского международного газового форума прошло заседание круглого стола по теме «Роль и место сжиженного газа в реализации программы социально ориентированной газификации Российской Федерации», организатором которого выступило Российское газовое общество. В работе круглого стола приняли участие заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, глава Республики Якутия Айсен Николаев, генеральный директор ООО «Газпром Промгаз» Николай Сторонский и другие. Актуальные вопросы реализации программы развития альтернативной газификации в своём выступлении затронул генеральный директор ООО «Газовый вектор», член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Вычужанин:  - «На совещании, прошедшем 31 августа 2022 года, Президенту РФ В.Путину в очередной раз был доложен ход реализации задачи по социальной догазификации. В рамках Послания 2021 года Федеральному Собранию Президент РФ В.Путин ставил задачу до 2023 года бесплатно довести газ до границ земельных участков граждан, расположенных уже в газифицированных населённых пунктах, поэтапного завершения газификации страны к 2030 году. Во исполнение этих поручений развёрнута масштабная интенсивная работа по всей стране, организована широкая информационная кампания для населения о возможостях и способах участия в программе социальной догазификации. Созданы центры оказания услуг газораспределительных организаций по всей стране. На текущую дату от жителей России принято свыше 670 тысяч заявок на бесплатную газификацию домохозяйств, подписано 545 тысяч договоров, к 240 тысячам домовладений бесплатно подведён газ до границы участка. Для граждан созданы удобные, доступные сервисы по подаче заявлений. Заявку теперь можно подать через портал госуслуг, многофункциональные центры в субъектах Российской Федерации, это сайт оператора газификации и газораспределительных организаций. На портале госуслуг предусмотрена возможность отслеживания движения заявки с момента подачи до исполнения договора. Для проведения работ по газификации в качестве единого оператора определена «дочка» «Газпрома» – «Газпром газификация». Для реализации этой масштабной программы «Газпромом»  планируется выделить около 600 миллиардов рублей на период до 2025 года, и ещё около 150 миллиардов рублей – на социальную догазификацию, из которых уже 43 миллиарда рублей профинансированы. Газ подведён к 240 тысячам участков, при этом непосредственно подключены около 100 тысяч. Основная часть подключений происходит по схеме труба-плита. Несмотря на предоставляемые гражданам субсидии на подключение в сумме около 80 тыс. рублей на домовладение, далеко не все потребители готовы единовременно обеспечить закупку и монтаж оборудования для отопления дома, подогрева воды. В бюджетах субъектов Российской Федерации на 2022 год предусмотрены субсидии порядка 4,5 миллиарда рублей. На федеральном уровне звучат предложения об увеличении размеров субсидий для граждан с низкими доходами до 150–200 тыс. рублей в части исполнения тех работ, закупки оборудования, которые необходимо реализовывать непосредственно владельцу дома. Это позволит большему количеству граждан фактически начать использование газа. Исходя из сказанного можно сделать вывод, что проводится действительно масштабная работа по догазификации, задействованы колоссальные административные и финансовые ресурсы. Но это лишь одна сторона медали социальной догазификации. Все эти успехи и достижения не имеют никакого отношения к газификации альтернативной, которая, несмотря на февральские поручения Президента В. Путина не может похвастаться столь впечатляющими результатами. Одним из пунктов поручений Пр-276 от 7 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин  поручил Правительству России определить субъекты Российской Федерации, где газификация с использованием природного газа экономически не целесообразна, в которых развитие альтернативной газификации возможно, в том числе, с использованием сжиженного углеводородного газа (СУГ). Неоднократно было указано на то, что все инициативы экспертного сообщества по развитию рынка СУГ, выполнение планов альтернативной газификации могут быть реализованы исключительно при условии, что в стране будет чётко обозначен исполнитель такой услуги с понятными задачами, необходимым административным  и финансовым ресурсом. Заказчик в лице государства есть, а вот исполнителя нет. К огромному сожалению, единый оператор газификации в лице ООО «Газпром газификация» вопросами развития рынка СУГ не занимается. Безусловно, приятно осознавать, счастливчики, которые попали в рамки программы социальной догазификации, окружены теплом и заботой государства, но это далеко не самая значительная часть граждан России, которая нуждается в улучшении своих бытовых условий. Читает простой житель глубинки про успехи социальной газификации и задаёт законный вопрос, а я чем хуже? Почему я не могу воспользоваться комплексом созданных сервисов, получить те же самые 80–180 тыс. рублей субсидий на обустройство своего домохозяйства? Каждый новый процент газификации в РФ достаётся Газпрому всё большими и большими затратами. Можно привести в пример далеко не самый обиженный, не самый удалённый и труднодоступный субъект Российской Федерации - Московскую область. Если ещё лет 10 тому назад подключение к газу в пересчёте на одно домовладение (человека) обходилось в 200–250 тыс. рублей, то сейчас эта цифра составляет 450 тыс. рублей.  А сколько тогда стоит подключение к природному газу домовладения в районе Урала, Восточной, Западной Сибири, Дальнего востока? Миллионы рублей?  Настала пора пересмотреть концепцию газификации и обратить свой взгляд на альтернативные источники энергии, в т.ч. СУГ. Глупо игнорировать богатый опыт обращения с СУГ, накопленный в стране за прошедшие десятилетия. Если помечтать и предположить, что те же самые 70–200 тыс. рублей субсидий выделены не газифицированному гражданину, то домовладельцы смогут произвести замену баллонного парка, поменять газовые плиты, уполномоченные ГРО проведут обновление газозаправочного оборудования, коллективных установок, транспорта, можно разработать и внедрить единую систему цифрового учёта газовых баллонов, внедрить новые технические условия использования баллонов в жилых помещениях, многоквартирных домах и пр. Значительно меньшими затратами можно совершить маленькую газовую революцию, решить вопрос газификации труднодоступных, удалённых районов России. Вопросы реорганизации рынка СУГ, несправедливо отнесённого к неперспективному, рассматриваются экспертным сообществом, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации с 2016 года. В феврале 2019 года Правительством РФ был принят План мероприятий по предотвращению происшествий, связанных с нарушением использования газа в быту, так называемый План Мутко. Минэнерго, как ответственное министерство, во исполнение п.6 указанного Плана, в октябре 2019 года направило в Правительство пакет предложений, подготовленных экспертным сообществом. Но произошла смена Правительства, пришёл ковид и… Все забыли и о проблеме, и о Плане Мутко. Кстати, смена Правительства не предполагает неисполнение ранее принятых нормативных актов и поручений. Преемственность должна быть.  Почему такое происходит?  Ответ прост, никому это не нужно, нет заинтересованной структуры, нет ответственных лиц. Пока мы в России питаем надежды на программу альтернативной газификации, есть практический положительный пример развития и расширения рынка СУГ у наших соседей по союзному государству, в Белоруссии.  Там сохранены лучшие опыты Советского Союза по обращению газовых баллонов, чутко и внимательно реагируют на появляющиеся технические новации, направленные на повышение безопасности, расширения доступности СУГ для населения.  Секрет этого успеха кроется в том, что в Белоруссии есть уполномоченные предприятия, которые как единый оператор, несут ответственность за оборот, учёт баллонов СУГ. Государственное производственное объединение «Белтопгаз» является основным акционером ОАО «НЗГА», является первым в союзном государстве, кто реализует программу перевооружения баллонного парка на безопасные баллоны, внедряет систему цифрового учёта газовых баллонов.  Производственное объединение «Беларуснефть», крупнейший в Белоруссии оператор заправочной сети, является инициатором внесения изменений на территории Республики Беларусь в правила промышленной безопасности при заправке баллонов СУГ на оборудовании АГЗС, при условии использования взрывобезопасных баллонов. Эта инициатива позволит приблизить конечного потребителя СУГ к имеющейся заправочной инфраструктуре. Этот аргумент крайне важен при реализации программы альтернативной газификации в удалённых, труднодоступных районах Российской Федерации. В условиях жёстких экономических санкций, крайне актуальным становится вопрос обеспечения рынка СУГ России, союзного государства Россия-Беларусь необходимым количеством современных взрывобезопасных баллонов, укомплектованных отечественной безопасной запорной арматурой, произведённой в рамках программы импортозамещения, внедрение единой системы учёта газовых баллонов с момента выпуска до момента утилизации, понятного, прозрачного механизма ценообразования на рынке СУГ. Все эти предложения, в том числи при активном участии экспертов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,  регулярно звучат в предложениях российского экспертного сообщества по реформированию рынка СУГ, начиная с 2016 года. В отличие от России, белорусские коллеги на практике реализуют наши предложения. Вывод из всего сказанного прост. Безусловно, альтернативная газификация нужна и возможна.  В ряде субъектов, районах она будет единственным возможным вариантом по газификации, отличной от газификации посредством природного газа. Но всё это возможно лишь при одном условии, когда есть единый исполнитель данной социальной задачи. Необходимо либо провести коррекцию зоны ответственности уже созданного ЕОГ, либо в кратчайшие сроки решить вопрос о создании структуры, ответственной за реализацию планов альтернативной газификации с понятными задачами, соответствующим административным и финансовым ресурсом. А пока у множества нянек дитя без газа…».   Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
    24.06.2022

    Представители Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства высказали свои предложения в Совете Федерации по совершенствованию управления МКД

    24 июня состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации на тему «Совершенствование деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами». Мероприятие провела заместитель Председателя СФ Галина Карелова. «В рамках подготовки к заседанию Советом был проведен анализ рынка управления многоквартирными домами. Результат, полученный на основе информации из 73 регионов страны, показал ряд проблем, которые не позволяют сделать эту сферу современной и высокоэффективной. Речь идет об отсутствии единых стандартов, непрозрачности формирования цены и перечня работ по управлению и обслуживанию многоквартирного дома, а также низком уровне мотивации управляющих организаций к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий», — подчеркнула вице-спикер СФ. Среди проблем этой сферы Галина Карелова также назвала вопросы профессиональной подготовки руководителей и сотрудников управляющих организаций. По ее словам, причины недостаточного качества подготовки кадров, в том числе, в слабом взаимодействии образовательных организаций и работодателей. Вице-спикер СФ предложила рекомендовать Правительству РФ инициировать разработку программ дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по ускоренным программам. Также сенатор обратила внимание на уровень квалификации руководителей, иных должностных лиц и сотрудников управляющих организаций. Как указала вице-спикер СФ, проведенный опрос показал, что во многих регионах управляющие организации не обладают минимальным набором коммунальной техники и оборудованием для оказания жилищных услуг потребителям. «Особенно остро эта проблема проявляется при проведении текущего ремонта дома и в осенне-зимний период». Галина Карелова отметила важность озвученного на заседании Президиума Госсовета решения о предоставлении жилищным организациям льготных кредитов на приобретение специальной техники, используя опыт в агропромышленном комплексе. По ее мнению, эта мера поддержит не только жилищные организации, но и отечественных производителей коммунальной техники и оборудования. По итогам обсуждения были выработаны рекомендации в адрес Правительства РФ, профильных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации. В рамках заседания Совета представители Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства выступили с предложениями. Заместитель председателя Комитета Дмитрий Гордеев предложил ввести широкое распространение внедоговорной ответственности управляющих организаций. Он также отметил, что фиксированные размеры платы не обеспечивают оплату внеплановых работ, обратил внимание на дублирование государственного и муниципального жилищного контроля. Предложения председателя подкомитета по развитию системы социального партнерства, профессиональной системы квалификаций и сохранению кадров в ЖКХ Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, заместителя генерального директора ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики"  Вероники Межецкой, которая предложила сенаторам рекомендовать органам исполнительной власти внести вид деятельности по управлению многоквартирными домами в ОКВЭД для ведения государственной статистики, а также установить требования по разработке (восстановлению) инструкции по эксплуатации многоквартирного дома в отношении вводимых в эксплуатацию многоквартирных домов, типовых многоквартирных домов с размещением указанной инструкции в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства вошли в итоговое решение Совета. В мероприятии также приняли участие председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Ересько, заместители председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, член Совета, генеральный директор ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" Борис Хмельников, член Комитета, директор института «Сити-менеджмента» Леонид Чернышов, представители субъектов Российской Федерации, профильных министерств и ведомств, представители бизнеса. Трансляция заседания: https://www.youtube.com/watch?v=vsB3ybO4WbM     Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства

    Материалы