Русецкий Александр Евгеньевич

Председатель
  • Автономная Но "Московская Дирекция Транспортного Обслуживания": Заместитель генерального директора по комплаенсу
  • Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение Высшего Образования "Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы При Президенте Российской Федерации": Директор Научно-учебного центра противодействия коррупции
Главная тема
«БИЗНЕС-БАРОМЕТР КОРРУПЦИИ» начинает замер в одиннадцатый раз
    20.07.2023

    Мир без коррупции – миф или реальность?

    С 17 по 20 июля 2023 года в г. Уфа, Республика Башкортостан, состоялся Всероссийский антикоррупционный форум финансово-экономических органов, организованный во исполнение пункта 38 Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478. Организаторами Форума выступили Федеральное казначейство и Правительство Республики Башкортостан. В работе Форума приняли участие свыше 500 представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, банковского и корпоративного сектора, высших учебных заведений. Участники Форума обсудили вопросы повышения качества государственного управления и обеспечения социальной справедливости, рассмотрели практические аспекты воспитания невосприятия коррупционных проявлений, сформировали предложения по развитию механизмов противодействия коррупции и повышения антикоррупционной культуры. Александр Русецкий, председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, директор научно-учебного центра противодействия коррупции РАНХиГС при Президенте России, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «МДТО», выступил с докладом в рамках панельной дискуссии «Антикоррупционный комплаенс» и рассказал о ключевых элементах системы антикоррупционного комплаенса, а также о необходимости разработки национального стандарта и внедрении на его базе процедур добровольной сертификации. Он отметил, что в условиях современных геополитических реалий в государстве возник запрос на повышение роли собственных суверенных регуляторных механизмов, обеспечивающих переход от глобальных международных стандартов к национально-ориентированной системе соответствия нормативным требованиям. Одновременно с этим, тенденции на переориентацию взаимодействия на международную кооперацию со странами СНГ, Азии, Латинской Америки и Африки на принципах уважения суверенных миропорядков, требует формирования базовой основы для такого взаимодействия. Сегодня наблюдается системная синхронизация действий по выстраиванию системы взаимодействия в сфере социально-экономических отношений со странами БРИКС, ШОС и СНГ, где ключевым условием становится признание, уважение и защита национальных законов, а также универсальных и традиционных культурно-нравственных и этических норм. Александр Русецкий подчеркнул, что сфера противодействия коррупции в данном плане не является исключением и также нуждается в формировании суверенных подходов с учетом опыта применения глобальных западных стандартов и потребности учета нового вектора развития многополярности. При этом важно не допустить тотального «выкорчевывания» ранее ратифицированных антикоррупционных норм международного права и применяемых общепризнанных международных стандартов, в том числе ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия взяточничеству». Более того, поскольку представителями Российской Федерации принималось непосредственное участие в его разработке, правовое ядро стандарта целесообразно локализовать и модернизировать с учетом особенностей национальной экономико-правовой системы. По мнению Александра Русецкого и экспертного сообщества, в данном случае представляется перспективным именно эволюционный путь правового развития, заключающийся в разработке национального стандарта и внедрении на первом этапе на его базе процедур добровольной сертификации в виде самостоятельного подтверждения представителями частного сектора экономики соответствия стандарту принятых норм и политик. Подробная информация о форуме https://антикоррупция2023.рф/ru       Департамент реализации специальных проектов, А. Ермошин
    05.07.2023

    Роль Антикоррупционной хартии российского бизнеса в системе противодействия коррупции в частном секторе экономики обсудили в ТПП РФ

    5 июля состоялось совместное заседание Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики и Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности.  Модераторами заседания выступили Анатолий Выборный, депутат Государственной Думы, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, и Александр Русецкий, председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», директор Научно-учебного центра противодействия коррупции РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Открывая заседание, Анатолий Выборный отметил, что в основе антикоррупционной модели поведения бизнес-сообщества должна быть морально-нравственная компонента, а не карательная политика. Вести дела честно, без подкупов и откатов должно быть выгодно и престижно. Он также привел в пример принципы поведения деловых людей, сформулированные в России еще 100 лет назад: честное отношение к своему делу, верность данному слову. «Знаменитые «7 принципов ведения дел» купеческой России, утвержденные в 1912 году, сформировали такую правовую модель поведения деловых людей в Российской империи, что за время ее существования, например, не было ни одного случая контрабанды со стороны купцов 1-й гильдии. В бизнес среде нельзя остаться уважаемым человеком, если нарушаешь Кодекс чести и не дорожишь репутацией и доверием», – подчеркнул Выборный. В рамках заседания был обсужден целый ряд практических вопросов, связанных с формированием национальной системы противодействия коррупции в частном секторе экономики, а именно: - текущая ситуация и потенциал развития национальных стандартов построения антикоррупционной системы организации; - перспективы развития Антикоррупционной хартии российского бизнеса как инструмента общественного подтверждения соответствия; - методика оценки антикоррупционных мер в целях декларирования и общественного подтверждения реализации в организациях положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Анатолий Выборный также подчеркнул, что коррупция – это угроза национальной безопасности страны в целом, ведь она подрывает доверие граждан к государству. Очевидно, любое лицо, которое обладает дискреционными полномочиями, подвержено соблазну коррупции. Так же очевидно и то, что Россия оздоравливается от этого зла. Коррупция признана угрозой нацбезопасности, российское антикоррупционное законодательство – признано экспертами одним из лучших в мире. В России есть Совет при Президенте России по противодействию коррупции, реализуются Национальная стратегия и Национальный план по противодействию коррупции. Федеральных нормативных актов антикоррупционной направленности принято более 130 во главе с базовым законом «О противодействии коррупции», а также региональные и муниципальные законы. «Сейчас в стране идет ювелирная настройка антикоррупционного законодательства со смещением акцента в сторону профилактики. Мы получаем эффективную обратную связь от Торгово-промышленной палаты России и иных общественных организаций и совершенствуем соответствующие процедуры и инструменты», – сказал Выборный. Александр Русецкий отметил, что «экспертное сообщество должно предложить бизнесу – не только крупному, а, скорее, малому и среднему, простые и действенные инструменты и механизмы, позволяющие легко, качественно и эффективно выполнить все требования действующего антикоррупционного законодательства. Антикоррупционная хартия российского бизнеса как раз и является одним из таких инструментов». Хартия предусматривает внедрение организациями и компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые касаются не только ситуации внутри компаний, но также в отношениях с партнерами по бизнесу и с государством, закупок на основе открытых торгов, финансового контроля, обучения и работе с персоналом, содействия правоохранительным органам и т.д. Стать участником Хартии могут любые организации и компании, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации и поддерживающие ее основные принципы недопущения и противодействия коррупции. В процессе последующей дискуссии члены Совета – Александр Павлов, Анна Аношина, Михаил Никульшин, Александр Занин, Александр Коробкин, Юрий Трунцевский, Анастасия Лядская – поделились практическим опытом внедрения в свою деятельность комплаенс процедур и выразили готовность представить всем желающим необходимые информационные материалы, стандарты и другие методические материалы, которые могут помочь бизнесу построить собственные системы антикоррупционного комплаенса. Анна Аношина в своем выступлении особое внимание уделила вопросу формирования собственной суверенной системы правоотношений и выстраиванию международных отношений уже на базе этой системы. Кроме того, участники заседания согласились с тем, что в стране необходимо создать Национальный Стандарт построения антикоррупционной системы организации как базы для деятельности бизнеса. При этом, Никита Тугучев, заместитель директора Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда России, подчеркнул, что «инициатива по разработке подобного стандарта должна исходить от бизнеса, и как раз это и может сделать ТПП России – ведь мы видим практический эффект и результаты от взаимодействия с Палатой по многим вопросам в сфере противодействия коррупции». Также он указал на то, что Хартия является хорошим «мягким» инструментом вовлечения бизнеса в сферу антикоррупционного комплаенса и обладает серьезным потенциалом дальнейшего развития, однако ее деятельность необходимо активизировать. Участники заседания отметили необходимость цифровизации комплаенса, которая могла бы стимулировать МСП на внедрение соответствующих процедур, которые нужны именно их бизнесу. Особо был отмечен практический опыт Ассоциации устойчивого развития промышленности по внедрению собственных стандартов антикоррупционного комплаенса, которые являются обязательными для применения членами организации; в ближайших планах – разработка системы, позволяющей внедрять эти стандарты по всем экономическим цепочкам, в которые вовлечены члены Ассоциации. Подводя итоги совместного заседания, Александр Русецкий отметил, что борьба с коррупцией требует усилий и действий не только со стороны государства, но и со стороны самого предпринимательского сообщества, и что для достижения практических результатов необходимо полностью использовать потенциал и возможности всех существующих инструментов и механизмов – таких, как, например, Антикоррупционная хартия российского бизнеса, постоянно их далее развивая и совершенствуя.   Департамент реализации специальных проектов, А.Ермошин  
    29.06.2023

    Защита прав предпринимателей в современных условиях

    Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты устанавливают обязанность государства обеспечивать свободу экономической деятельности, в том числе – и свободу от коррупции. Комплексное решение этой задачи возложено на органы государственной власти и местного самоуправления, а выявление правонарушений и устранение угроз свободе экономической безопасности – на органы прокуратуры. 29 июня в Рязани прошла совместная сессия Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов и АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» на тему «Защита прав предпринимателей в современных условиях в регионе: практика и новые подходы». В рамках мероприятия рассматривался опыт правоприменения при защите прав предпринимателей в Рязанской области со стороны общественных организаций, цифровых правозащитных платформ, Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Кроме того, в программу мероприятия было включено обсуждение лучших практик диалога бизнеса и власти. Элина Сидоренко, член Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», обратила внимание участников сессии на то, что только благодаря конструктивному взаимодействию различных институтов по защите прав предпринимателей и деловых объединений на региональном уровне можно добиться позитивных результатов. «Наша страна большая и неоднородна ни экономически, ни географически. Мы можем говорить о важности корректировки программы профилактики коррупции, исходя из дифференцированного подхода и специфики регионов», — подчеркнула в своем выступлении Элина Сидоренко и предложила формировать конкретные методы борьбы с коррупцией, учитывая специфику регионов. Далее она рассказала об особенностях работы платформы и ее возможностях для малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере борьбы с коррупцией, представила накопленный практический опыт и примеры принятых в интересах бизнеса решений. Формирование положительной мотивации у граждан к предпринимательству, создание благоприятных условий для свободного использования своих возможностей, добросовестной конкуренции, оказание различных мер поддержки развивающимся малым и средним предприятиям, формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции – все это является одной из важнейших направлений современной государственной политики нашей страны, поскольку именно малое и среднее предпринимательство создает основу рыночной экономики.   Департамент реализации специальных проектов    
    29.06.2023

    Эксперты ТПП РФ приняли участие в вебинаре "Вопросы внедрения системы соответствия корпоративного управления требованиям антикоррупционного законодательства"

    29 июня в учебном центре группы «Интерфакс» АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания» совместно с Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы и платформой СКАУТ-Интерфакс при информационной поддержке ТПП РФ и РАНХиГС провели вебинар на тему «Внедрение системы соответствия корпоративного управления требованиям антикоррупционного законодательства». Были обсуждены вопросы, связанные с задачами национального плана противодействия коррупции, выстраиванием системы противодействия коррупции в организации, привлечением организаций к административной ответственности, выявлением рисков, а также о профессиональном развитии работников организаций в сфере противодействия коррупции. Александр Русецкий, председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, директор научно-учебного центра противодействия коррупции РАНХиГС при Президенте России, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «МДТО», рассказал об основах профилактики коррупционных правонарушений, к которым относятся информирование и правовое просвещение работников, а также формирование корпоративной культуры, направленной на нетерпимость к коррупционным проявлениям. Александр Павлов, член Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, заместитель руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, представил меры по предупреждению коррупции в организациях, способы их внедрения и реализации. О цифровизации как средстве профилактики коррупционных правонарушений и современных инструментариях для проверок экономической безопасности рассказал Николай Болтышев, заместитель директора департамента по развитию бизнеса, группа «Интерфакс». В мероприятии приняло участие более 1000 специалистов со всей России и ближнего зарубежья, среди которых подавляющее большинство руководителей профильных подразделений госкорпораций, крупного бизнеса и представителей органов власти.   Департамент реализации специальных проектов
    27.06.2023

    Инициативу Минтруда России по усилению антикоррупционного контроля за госслужащими прокомментировал глава профильного комитета ТПП РФ

    27 июня 2023 года Александр Русецкий, председатель Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, выступил в программе телеканала РБК «Что Это Значит?» и поделился мнением об инициативе Минтруда России о введении единой анкеты для государственных и муниципальных служащих и усилении контроля за достоверностью содержащихся в ней сведений. Он отметил, что Минтруд России разработал проект Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты», которым предусмотрено право кадровых служб ведомств запрашивать сведения по конкретному сотруднику в профильных госструктурах и прочих организациях, а также возможность расторжения контракта в случае предоставления служащим ложных сведений. По мнению Александра Русецкого, предлагаемая новелла направлена на совершенствование существующей процедуры проверки достоверности сведений анкет, предоставляемых госслужащими, а также на развитие мер противодействия коррупции на государственной гражданской службе в целом.   Департамент реализации специальных проектов