Взаимодействие управляющих МКД с ресурсоснабжающими организациями: баланс интересов

27 февраля 2024 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в смешанном формате состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства на тему: «Взаимодействие управляющих МКД с ресурсоснабжающими организациями: баланс интересов сторон договора, неплатежи и банкротство».

На заседании участники проанализировали законодательные неточности, сформировавшиеся дисбаланс интересов сторон договоров ресурсоснабжения, тенденции и вызовы практики, рассмотрели вопросы дисбаланса сил и хрупкость договорной модели в условиях зависимости от платежей третьих лиц, вопросы учета объема (количества) коммунальной услуги, предоставленной потребителю, развитие договорного взаимодействия ресурсоснабжающих организаций с управляющими организациями (УО), товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищными или жилищно-строительными кооперативами (ЖК и ЖСК), неплатежи и какие меры помогут уйти от них, проанализировали текущую ситуацию и основные причины банкротства управляющих организаций и товариществ собственников жилья.

Открывая заседание, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков отметил, что в настоящее время в законодательстве имеется масса неточностей, затрудняющих эффективное ресурсоснабжение и снижающих эффективность работы УО. Степень и мера их ответственности по договорам с РСО явно содержит ряд дисбалансов, что провоцирует снижение качества предоставляемых населению коммунальных услуг. При этом неплатежи населения за предоставленные ему жилищно-коммунальные услуги имеют тенденцию к увеличению, и это является одной из основных причин банкротств управляющих (УК) компаний и ТСЖ.

«Мы видим огромную задолженность за коммунальные услуги, составляющую более триллиона рублей. При этом анализ договорных отношений показывает, что РСО заключают многомиллиардные контракты на поставку товара под названием «коммунальный ресурс» с УК и ТСЖ, а те являются структурами, не имеющими финансовой самостоятельности для оплаты товара, который они приобретают для третьих лиц, то есть для потребителей», — заявил Андрей Широков. 

Андрей Широков подчеркнул, что назрела необходимость внесения изменения в постановление правительства №354 и другие документы, регламентирующие предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Необходимо прийти к модели, когда претензии по заключенным договорам на поставку ресурсов РСО будут предъявлять конечному потребителю. Таким образом, взаимоотношения РСО с УК явно надо менять, чтобы прийти к более продуктивному балансу их интересов, без чего невозможно повышение качества предоставляемых населению услуг.

Член Комитета ГД по строительству и ЖКХ Марат Нуриев отметил, что страдают все стороны. В качестве интересного удачного опыта взаимоотношения он обратил внимание на модель взаимоотношений УК и РСО, которая выстроена в Татарстане и уже позволила сократить неплатежи за ресурсы. Этот практику можно распространить и в других субъектах страны.

Член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Ольга Беленькая в своем выступлении отметила, что в этом году исполняется 12 лет с момента введения необходимости для РСО заключать договоры на ресурсоснабжение со своими контрагентами. Но очевидно, что такие договоры противоречат духу и ряду принципов Гражданского кодекса (ГК), в том числе принципам равенства участников договорных отношений, принципам неприкосновенности собственности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, свободы заключения договора.

«Хотелось бы, чтобы ответственность УК была равной ответственности потребителя. И в целом надо искать пути выравнивания имеющихся в коммунальной сфере дисбалансов», - подвела итог своего выступления Ольга Беленькая.

Также на заседании было озвучено предложение отнести задолженности за коммуналку к категории не списываемых долгов, подобно тому, как это работает в отношении алиментов и некоторых других видов задолженностей.

«Надо сделать так, чтобы УК и РСО были юридически и по другим параметрам тождественны при заключении договоров. Хотелось бы во взаимоотношениях УК, РСО и граждан найти баланс интересов через договорные отношения. Необходимо слушать все стороны, потому что у каждой из них свой интерес», - в конце заседания высказал мнение Андрей Широков.

В мероприятии также приняли участие ответственный секретарь Экспертного совета при Комитете ГД по строительству и ЖКХ  Светлана Бачурина, заместитель председателя Комитета, руководитель подкомитета по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Комитета ТПП РФ по ЖКХ Сусана Киракосян, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, генеральный директор ЗАО «Центр муниципальной экономики» Борис Хмельников, руководитель подкомитета по кадровой политике и развитию отраслевой системы социального партнерства и профессиональных квалификаций в жилищно-коммунальной сфере Вероника Межецкая, председатель Союза жилищных организаций Москвы, член Комитета Константин Крохин, сопредседатель, директор ООО «УЖК» в г. Новокузнецк, директор  Новокузнецкого представительства СРО «Ассоциация предприятий ЖКК КО» Елена Камнева, президент СРО Некоммерческое партнерство управляющих недвижимостью «Совладение» Александр Павленко, генеральный директор некоммерческого партнерства эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг» Юрий Павленков, член Общественного Совета при Министерстве ЖКХ Московской области, член Комитета Евгения Петухова, члены Комитета Александр Толмачев, Ирина Монахова, Евгений Блех  и другие.

 

    Комитет ТПП РФ по предпринимательству в

сфере жилищного и коммунального хозяйства