Развитие общественного транспорта в регионах России

24 ноября на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошло объединенное заседание подкомитета городского пассажирского транспорта Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Комиссии по вопросам цифровой мультимодальной пассажирской мобильности Общественного совета при Минтрансе России. Модератором заседания выступил председатель подкомитета Норайр Блудян.

В повестке дня было 3 вопроса:

  • Опыт реализованных проектов модернизации общественного транспорта в регионах России;
  • Концептуальные вопросы развития общественного транспорта в регионах Российской Федерации;
  • Методика расчета начальной максимальной цены контракта на осуществление регулярных пассажирских перевозок.

По первому вопросу повестки выступил президент Ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны» Борис Лоран. Он отметил, что концессия во многих регионах – ключ к развитию общественного транспорта. Государственно-частное партнерство позволяет решать проблемы конкретных регионов, у которых не хватает собственных средств на реализацию проектов развития и реформирования общественного транспорта. Также в ходе выступления были представлены реализованные проекты по трансформации транспортной модели в регионах, например, первая в России междугородняя трамвайная линия – Верхнепышминский трамвай, комплексная модернизация пассажирских перевозок в Ярославской области и запуск новой транспортной модели в Тверской области.

Заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков отметил, что цена ошибки при организации системы городского электрического транспорта в разы выше по сравнению с автомобильным транспортом. Он пояснил, что пассажиропотоки имеют свойство изменяться, а маршрутные линии трамваев изменить невозможно. Это обязательно нужно учитывать при организации маршрутов электрического транспорта.  

Также с докладами выступили начальник технической службы ГУП «МОСГОРТРАНС» Игорь Титов и директор Департамента внешних связей ФАУ «РОСДОРНИИ» Виктор Остриков.

По второму вопросу повестки выступил начальник административно-правового управления ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» Илья Богут. Он предоставил обзор мировых тенденций в развитии городского общественного транспорта, указал на дефицит финансирования транспорта общего пользования относительно имеющегося федерального норматива, а также представил правовые предпосылки сложившейся ситуации.

По третьему вопросу повестки Норайр Блудян предоставил слово представителям транспортных компаний. Генеральный директор АО «Группа Автолайн» Альберт Ахметшин проинформировал, что отклонение фактической заработной платы от заложенной в цене государственного контракта составляет 20-30%. Председатель совета директоров ООО «ГОРТАКСИ» Евгений Овсянников пояснил, что неконтролируемый рост зарплат случился из-за острого дефицита водительских кадров. Укомплектованность транспортных предприятий водителями находится на уровне 70-80%. Территориальный директор ООО «ТМП-20» Михаил Чернов отметил, что долгосрочные брутто-контракты на обслуживание маршрутов подвержены инфляционному давлению, а заложенная в контракт индексация не соответствует реальным темпам инфляции. С учетом того, что перевозки общественным транспортом не являются бизнесом в чистом виде, а выполняют важную социальную функцию по обеспечению мобильности граждан, Михаил Чернов предложил на уровне регионов рассмотреть возможность проработать методику субсидирования части затрат перевозчиков.

По итогам заседания на основе представленных материалов будут подготовлены обращения в соответствующие органы власти.

 

Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, Е.Монахов