Эксперты обсудили законодательную базу пассажирских автомобильных перевозок

7 июня в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание подкомитета по городскому пассажирскому транспорту Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, на котором обсуждались вопросы совершенствования законодательства в сфере пассажирских автомобильных перевозок в частности законы  об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Заседание провел председатель подкомитета Норайр Блудян. В мероприятии приняли участие начальник Управления развития таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Сергей Алексюк, заместитель генерального директора АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Петр Красиков, директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Александр Волченко.

Открывая заседание Норайр Блудян отметил важность обсуждаемых  вопросов для формирования цивилизованного рынка в сфере пассажирских автомобильных перевозок,  особенно в преддверии вступления в силу с 1 сентября 2023 года Федерального закона №580-ФЗ от 29.12.2022 г. «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – закона №580-ФЗ).  В частности он проинформировал участников заседания о том, что, по мнению экспертного сообщества, ряд положений закона, носят половинчатые решения  и  требуют дополнительного разъяснения как их практически реализовывать. Это касается и формирование в регионах системы контрольно-надзорной деятельности за развитием рынка легкового такси, цифровизации создаваемых региональных реестров: перевозчиков легковым такси, легковых такси и служб заказа легкового такси.

По вопросу о практической реализации положений закона №580-ФЗ выступила юрисконсульт Ассоциации «ТАМА» Мария Рязанова. В своем выступлении она  отметила, что в   законе о легковом такси появились новые новеллы, которые определяют правовой статус служб заказа, самозанятых, ведение реестров. Первоочередной задачей становится единообразие применения норм закона во всех регионах с 1 сентября 2023 года. Вместе с тем, в законе присутствуют нормы, имеющие двоякое  толкование,  а также нормы,  которые сложно реализовать без принятия дополнительных  законодательных норм. В качестве проблемного вопроса,  требующего дополнительные пояснения,  она привела пример с реализацией процедуры аннулирования  разрешения у перевозчика за административные правонарушения. Какой механизм его реализации? Какое количество административных правонарушений со стороны перевозчика будет учитываться для направления заявления в судебные органы об аннулировании у него разрешения? Следующим вопросом, требующим комментариев со стороны разработчика закона,  Мария Рязанова назвала проблемы реализации контрольных (надзорных) полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере легкового такси.

В настоящее время в законодательстве не предусмотрен механизм, позволяющий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализовывать свои полномочия в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси в части осуществления постоянного рейда. Необходимо рассмотреть вопрос внесения изменений в ряд нормативных правовых актов в целях устранения правового пробела.

В заключение своего выступления Мария Рязанова предложила подготовить перечень таких проблемных вопросов и направить от ТПП РФ в Минтранс России.

В дискуссии по первому вопросу приняли участие председатель подкомитета ТПП РФ Норайр Блудян,  советник генерального директора ООО «Группа Мовиста» Николай Лямов, президент Ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные линии страны» Борис Лоран, профессор экономического факультета МГУ им. Ломоносова Игорь Молчанов.

В частности Николай Лямов остановился на вопросе повышения эффективности таксомоторных перевозок и в связи с этим усиления контроля за техническим осмотром транспортных средств перед выездом, медицинским осмотром водителей, соблюдением ими режима труда и отдыха.

Борис Лоран подчеркнул важность эффективного контроля профильных государственных органов за деятельностью служб заказа легкового такси.

Игорь Молчанов предложил законодательно установить предельные тарифы для служб заказа легкового такси.

По второму вопросу по проблемы индексации параметров начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в Государственных контрактах  со сроком действия 5 и более лет (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») выступил Норайр Блудян.

Он проинформировал о переписке  Ассоциации «ТАМА» с Правительством РФ, Минфином и Минтрансом России по вопросу необходимости пересмотра методических рекомендаций по расчету НМЦК. В частности он сказал, что  указанная в рекомендациях  заработная плата непроизводственного персонала на 50-70% ниже фактически существующих. При расчете НМЦК, также не учтена заработная плата производственного персонала – контролеров по выпуску, контролеров технического состояния автотранспортных средств, разнорабочих и других работников. В результате, совокупные затраты перевозчиков на заработную плату, наиболее существенно расходятся с плановыми показателями, исчисленными при подсчете НМЦК. В результате себестоимость оказания услуг превышает доходы по контрактам, что создает угрозу стабильной работе перевозчиков по обслуживанию маршрутов.

По итогам подготовлен протокол заседания (прилагается).

 

 

Департамент по работе с объединениями

предпринимателей, А.Борищенко