Для экспортеров важную роль играет выбор оптимальной схемы доставки товара конечному потребителю. И задача государства не только поддерживать традиционные способы транспортировки грузов, но и развивать новые и перспективные виды, к которым относятся контрейлерные перевозки.
В мировой практике под контрейлерными перевозками грузов понимают экономически выгодную комбинацию железнодорожного и автомобильного транспорта, которая используется при доставке товаров от отправителя к получателю. Такой удачный симбиоз позволяет назвать контрейлерные грузовые перевозки одним из самых эффективных и популярных видов доставки.
В Европе контрейлерные перевозки уже давно получили массовое распространение. На этот вид доставки приходится порядка 30% всех железнодорожных грузовых перевозок и это много.
Среди основных плюсов контрейлерных грузоперевозок:
-
возможность снизить издержки;
-
использование ж/д транспорта помогает избежать лишних затрат для перевозчика, например топливо, «Платон» и другие платежи;
-
менее выраженная зависимость ж/д транспорта от погодных и дорожных условий;
-
уменьшение нагрузки на технику и дороги.
Таким образом, компании, которые занимаются грузоперевозками, объединяют возможности обоих видов транспорта, чтобы сделать перевозку ещё более удобной, потенциально выгодной для клиента, а в некоторых случаях и более быстрой.
Следует отметить, что первые контрейлерные терминалы в Европе были построены в связке государство + бизнес, то есть, как принято говорить у нас в России, на основе государственно-частного партнерства. Благодаря этому, отрасль в европейских странах смогла получить существенный толчок в развитии. Также там есть утверждённый тариф, который помогает этому виду грузоперевозок быть востребованным.
К сожалению, в России контрейлерные перевозки пока находятся в зачаточном состоянии. И без поддержки государства они вероятнее всего из него не выйдут, поскольку создать инфраструктуру для контрейлерных грузоперевозок стоит огромных денег.
Кроме того, тестовая контрейлерная перевозка, осуществленная в Калининградской области в 2020 году, выявила много проблемных вопросов в сфере таможенного и транспортного контроля.
Контрейлер рассматривается таможенными органами, как товар с необходимостью его декларирования. Также отсутствует согласованный порядок осуществления транспортного контроля и не решен вопрос о месте проведения такого контроля.
Таким образом, помимо развития соответствующей инфраструктуры, необходимо устранить административные барьеры для контрейлерных перевозок, обеспечив нормативно-правовое регулирование в этой сфере.
В целях решения этих вопросов ТПП России было направлено обращение в ФТС России с предложением разработать порядок, определяющий общие подходы к совершению таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых в рамках контрейлерных перевозок.
По мнению ТПП РФ, в таком порядке необходимо, прежде всего, определить статус контрейлера для таможенных целей как транспортного средства международной перевозки, а не как товара, предусмотреть процедуру осуществления транспортного контроля в местах прибытия/убытия.
ФТС России поддержала предложения ТПП России и со своей стороны разработала проект временного порядка совершения таможенных и иных операций при осуществлении международных контрейлерных перевозок и направила его на рассмотрение в Минтранс России.
Рассчитываем, что в ближайшее время Минтрансом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти будет предложено комплексное решение по порядку осуществления международных контрейлерных перевозок. При этом проведение соответствующего эксперимента по реализации контрейлерных перевозок можно предусмотреть в рамках дорожной карты обеспечения транспортной доступности Калининградской области, как региона с наибольшим спросом на такие перевозки в настоящее время.
Мы надеемся, что принятые меры придадут импульс для развития транспортно-логистического комплекса России и диверсификации услуг в сфере международных перевозок. Это в свою очередь будет способствовать созданию благоприятных условий для развития несырьевого неэнергетического экспорта российских товаров и услуг.