Эксперты обсудили поправки в законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и проблемы страхования легкового такси

Состоялось заседание Рабочей группы по вопросам организации пассажирских перевозок легковым такси Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, на котором рассматривались подготовленные поправки в законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Указанный законопроект находится в Государственной Думе и готовится к первому чтению. Вторым вопросом было рассмотрение проблем страхования ОСАГО легковых такси и предложения по субсидированию расходов перевозчиков.

Модератором заседания выступил руководитель группы Норайр Блудян. В заседании приняли участие директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей Александр Волченко, председатель Комитета по транспорту ТПП Ульяновской области Михаил Фролов, директор Ассоциация «СРО «Межрегиональное объединение автотранспортных перевозчиков» Андрей Абрамов, руководитель Центр компетенций АНО «Международный евразийский форум такси» Станислав Швагерус, юрист Ассоциации «ТАМА» Мария Рязанова.

Во вступительном слове Норайр Блудян отметил важность участия в работе над законопроектом для создания благоприятных условия развития рынка услуг легкового такси. Он акцентировал внимание участников заседания на принципиально важных поправках, на внесении которых настаивает экспертное сообщество. В первую очередь это тарифы на услуги легкового такси, которые должны определять  перевозчики, а не служба заказа легкового такси (далее - СЗЛТ). Тарифы должны формироваться на основе единой методики, разработанной с учетом особенностей каждого субъекта Российской Федерации.

Во – вторых, филиалы (представительства) СЗЛТ должны быть открыты во всех субъектах Российской Федерации, уполномоченный орган, которых предоставил право на осуществление деятельности СЗЛТ, независимо от количества легковых такси. В третьих, нужно исключить допуск физического лица к таксомоторным перевозкам.

Станислав Швагерус отметил, что находящийся в Государственной  Думе законопроект претерпел лишь несущественные изменения по сравнению с законопроектом  2021 года. Принципиальные поправки, озвученные Норайром Блудяном, ранее направлялись ТПП РФ в Минтранс России в рамках оценки регулирующего воздействия и учтены не были. Законопроект не учитывает лучшие практики организации услуг легкового такси в регионах, а также изменения модели агрегаторов. Законопроект требует концептуальных изменений.

В своем выступлении Михаил Фролов сделал акцент на том, что такси - это индивидуальная услуга повышенной комфортности, предназначенная для удовлетворения потребностей населения. А значит,  она должна быть действительно комфортной и безопасной. Для этого  необходимо установить ряд требований и  включить их в закон. Одна из мер пассивного обеспечения безопасности может быть страхование пассажира, как с помощью страховых организаций, так и через создание компенсационных фондов. Безопасность и качество услуг такси зависит от состояния автомобиля, следовательно, нужно установить требования к ним.

Другим важным аспектом является квалификация водителя, который является непосредственным исполнителем услуги по перевозке. Он должен иметь соответствующую квалификацию, отвечать ряду требований, иметь социальные гарантии. Требуется ввести для водителей разрешение на право управления легковым автомобилем для коммерческих перевозок пассажиров. Необходимо внести соответствующие положения в документ, а также определить, кто осуществляет профессиональную подготовку и аттестацию водителей.

По вопросу о страховании ОСАГО легковых такси выступили Мария Рязанова и Станислав Швагерус.

Мария Рязанова проинформировала участников заседания о работе Ассоциации «ТАМА». В частности она рассказала о направлении Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину обращения о внесении изменений в действующее законодательство в части предоставления перевозчикам права заключать договоры ОСАГО на срок менее 1 года и оплаты заключенных договоров ОСАГО в рассрочку. В рамках рассмотрения данного обращения Минфином России было проведено совещание с участием представителей Ассоциации «ТАМА», Банка России, Союза страховщиков и перевозчиков. В настоящее время получено письмо Минфина России, на которое Ассоциация «ТАМА» готовит аргументированный ответ.

 Также Ассоциация «ТАМА» направила обращение на имя заместителя Мэра Москвы М.С. Ликсутова с предложением рассмотреть возможность введения в Москве меры поддержки таксомоторных компаний в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по заключенным договорам ОСАГО легкового такси. Обращение Ассоциации находится на рассмотрении в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

 Станислав Швагерус отметил, что в начале года изменились условия ОСАГО для легкового такси. Существенно выросла стоимость полиса, который для таксиста стоит почти в два раза дороже по сравнению с обычным водителем. Увеличенная цена ОСАГО связана с высокой аварийностью такси. На сто случаев ДТП тридцать три приходится на легковое такси. Высокая стоимость полиса приводит к тому, что таксисты не оформляют страховку. Так, по имеющимся данным более 50% водителей такси не имеют страховки на авто. Еще порядка 20% оформляют полис не как для такси, т.е. в полисе не указана цель использования авто, что является нарушением. По мнению эксперта, не решив вопрос о стоимости полиса ОСАГО,  мы не решим вопрос нелегального извоза и снижения аварийности на дорогах.

Подводя итоги заседания, Норайр Блудян отметил, что подготовленные поправки будут направлены ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по заседания транспорту и развитию транспортной инфраструктуры для подготовки  законопроекта к первому чтению.

                                                              Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Борищенко