В ТПП РФ прошло обсуждение проблемных вопросов  развития грузовых перевозок

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Комиссии по вопросам развития грузовых перевозок Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации. В заседании приняли участие председатель комитета Виталий Ефимов (в режиме ВКС), председатель Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Татьяна Горовая, генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрей Курушин, вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, члены комитета президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев и президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических компаний Ольга Мельникова, а также руководители комитетов транспортной направленности региональных торгово-промышленных палат.

Модератором заседания выступил председатель подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, председатель Комиссии по вопросам развития грузовых перевозок Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Сергей Агеев.

С приветственным словом к участникам заседания обратилась Татьяна Горовая, которая кратко остановилась на  работе  Общественного совета и созданных комиссиях.  В частности она отметила, что основная работа Общественного совета осуществляется в рамках экспертной работы комиссий. Эти комиссии обладают  правом, минуя Общественный совет направлять свои экспертные заключения по проблемным вопросам развития транспортной отрасли непосредственно в министерство транспорта. Сегодня первое заседание комиссии по вопросам развития грузовых перевозок. Быстро меняющаяся текущая ситуация в экономике страны и в транспортном комплексе обязывает нас оперативно реагировать на изменения и вносить в повестки заседаний и планы работ как Общественного совета так и комиссий соответствующие поправки и изменения. Общественный совет и созданные комиссии выступают как общественный контроль и мониторинг практической реализации тех решений, которые приняты  Правительством РФ и находятся в ведении Минтранса России.

Сергей Агеев проинформировал участников мероприятия о том, что 31 августа состоялось заседание Общественного совета при Минтрансе России, на котором была утверждена комиссия по вопросам развития грузовых перевозок. В состав комиссии вошло 23 эксперта. Для объективной оценки эффективности работы членов комиссии он предложил в качестве критериев выбрать следующие показатели: явка членов комиссии на заседания, подготовка содержательных предложений по проектам НПА, количество выступления в СМИ и на деловых площадках.

По вопросу подготовленных Минтрансом России проектов федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на установление порядка определения очередности въезда транспортных средств в автомобильные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации выступил Андрей Курушин. В частности он проинформировал о сложившейся ситуации с пересечением российско-китайской границы в многостороннем автомобильном пункте пропуска Забайкальск-Маньчжурия.  Скопление транспортных средств достигает 1000 единиц, простои в  ожидании пересечения пункта пропуска доходит до нескольких недель.

В целях сокращения времени ожидания пересечения транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации на путях международного автомобильного сообщения и недопущения их скопления в непосредственной близости от нее необходимо обеспечить возможность резервирования времени прибытия транспортных средств в автомобильные пункты пропуска.

В настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен разработанный Минтрансом России проект федерального закона № 183815-8 «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект федерального закона), который наделяет Правительство РФ правом принимать решения, предусматривающие особенности организации движения автомобильного транспорта на участках дорог на подъездах к автомобильным пунктам пропуска через Государственную границу РФ.

Указанный проект федерального закона предусматривает только компетенцию Правительства Российской Федерации на установление особенностей проезда транспортных средств по участкам автомобильных дорог, примыкающим к автомобильным пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

По мнению экспертного сообщества проект  федерального закона также должен предусматривать: компетенцию Правительства Российской Федерации на установление  порядка формирования электронной очереди подведомственным Минтрансу России учреждением; безвозмездность для перевозчиков определения очередности движения транспортных средств; порядок информационного взаимодействия между сопричастными органами и организациями; компетенцию Правительства Российской Федерации на установление порядка размещения транспортных средств на участках автомобильных дорог в целях ожидания наступления очередности. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков направила свои поправки к проекту федерального закона в Комитет Государственной Думы по экономической политике.

В дискуссии по вопросу  выступил Виталий Ефимов  и председатель Комитета по транспорту ТПП  Саратовской области Юрий Хилюк,  которые  полностью поддержали  предложения по расширению прав Правительства РФ в вопросах регулирования движения транспортных средств на подъездах к автомобильным пунктам пропуска.

Ольга Мельникова проинформировала  о создании в рамках Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию подкомитета по экспедированию и логистике. Рассказала об основных  задачах  работы подкомитета, одной из которых является продвижение инициативы экспертного сообщества о необходимости расширения функций Минтранса России за счет включения в их перечень вопросов экспедирования и логистики. Эту инициативу, по расширению функций Минтранса поддержал Виталий Ефимов, который предложил включить в повестку ближайшего заседания Общественного совета этот вопрос.

Александр Зайцев в рамках обсуждения вопроса о Великом волжском пути рассказал о текущем состоянии  речного флота. Объем грузовых перевозок речным транспортом из общего объема перевозок транспортным комплексом составляет только 2%. По пассажирским перевозкам: в 1990 году речным транспортом перевозилось 90 млн пассажиров, в 2021 году не более 9 млн. За последние 30 лет из 700 скоростных судов,  эксплуатировавшихся на Волге осталось 15. Ситуация с увеличением парка судов начала постепенно исправляться после прошедшего в 2016 году Госсовета, на котором было принято решение о строительстве 2 круизных судов и скоростных судов типа «Валдай», которых уже построено 8 единиц. Волжский путь  предусматривает в первую очередь речной туризм. В  настоящее время интерес  к реализации программ речного туризма по волжскому пути проявили следующие субъекты РФ: Чувашская Республика, Республика Татарстан, Самарская область. Далее Александр Зайцев отметил, что до 2005 года все виды речных пассажирских перевозок датировались из бюджета РФ, в 2005 года датируются только внутригородские и пригородные, которые датируются из региональных бюджетов. Межобластные пассажирские перевозки, на которые ориентируется  скоростной флот, который сейчас строится,  не датируется никем. В результате установленных на новых  судах социальных тарифов на перевозку  пассажиров владельцы этих судов терпят убытки.  В качестве предложения как обеспечить окупаемость межобластных речных перевозок на волжском пути Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта предлагает отменить 20% НДС, как это сделано на пригородных электричках и внутриобластных авиаперевозках.

В дискуссии по вопросу выступила Ольга Мельникова и Виталий Ефимов.

По итогам заседания приняты следующие решения: обратиться в Общественный совет при Минтрансе России с предложением рассмотреть на ближайшем заседании вопрос расширения функций министерства, связанных с вопросами экспедирования и логистики; поддержать предложение Ассоциации об отмене 20% НДС  для предприятий,   развивающих межобластные речные пассажирских перевозок на волжском пути;  поддержать предложения АСМАП   по совершенствованию  нормативной правовой базы,  регулирующей  проезд пунктов пропуска через  Государственную границу Российской Федерации.

 

                                        Департамент по работе с объединениями

предпринимателей, А.Борищенко