Дягилев Михаил Владимирович

Председатель
  • ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н.Гулидова»: Генеральный директор
“В 2020 году, в период кризиса, цены на драгоценные металлы, как на защитный актив, показали небывалый рост, позволив получить значительные доходы недропользователям, банкам, другим компаниям и государству. Рост экспорта драгоценных металлов увечился в разы, что в большой мере поддержало снизившийся объем валютной выручки в стране из-за падения цен на нефть. Надеемся, что государство наконец-то позволит и своим гражданам выгодно инвестировать в драгоценные металлы, решив многолетнюю проблему с отменой НДС при продаже слитков драгоценных металлов физическим лицам. Ведь, чем богаче люди - тем богаче страна.”

Герасимова Оксана Алексеевна

Ответственный секретарь
  • ТПП РФ: Главный эксперт
Главная тема
Проблему реализации золота в России обсудили на конференции в Якутии
    15.10.2021

    В ТПП РФ обсудили вопросы совершенствования процедуры экспорта драгоценных металлов

    Состоялось заседание Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, посвящённое обсуждению проектов изменений в приказы Минфина России, определяющие порядок согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и порядок внесения изменений в акты государственного контроля при ввозе и вывозе драгоценных металлов. Актуальность темы связана с тем, что в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия предлагаемых Минфином России изменений представители отрасли внесли дополнительные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования процедур лицензирования экспорта и государственного контроля. В заседании приняли участие представители Минфина России, Федеральной пробирной палаты, Минпромторга России, Минэкономразвития России, ФСБ России, ФТС России, руководители и специалисты отраслевых предприятий, профессиональных объединений, представители экспертного сообщества. Открыл и вёл заседание председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Красцветмет» (г.Красноярск) Михаил Дягилев. Он отметил, что вопрос очень важен, поскольку многие участники отрасли занимаются экспортом продукции. При этом отрасль драгоценных металлов имеет в целом трансграничный характер, крупные компании являются участниками международных производственных цепочек. Михаил Дягилев высоко оценил те шаги государства, которые уже предприняты навстречу бизнесу, в том числе введение генеральных лицензий на экспорт золота и серебра, и подчеркнул, что это вносит вклад в повышение эффективности национального бизнеса. С приветственным словом к участникам заседания обратился директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Александр Волченко, который отметил, что в соответствии с соглашением между ТПП РФ и Минэкономразвития Палата организовала процедуру оценки регулирующего воздействия проектов приказов среди организаций-членов Палаты после того, как в августе 2021 года Минфин России опубликовал предлагаемые изменения на официальном портале. Разработчиком были учтены многие предложения бизнеса. Однако в связи и с тем, что часть принципиальных замечаний в доработанной редакции сохраняется, Минэкономразвития России принято решение о проведении дополнительных консультаций. Итогом заседания, по мнению Александра Волченко, должен стать устранение разногласий и принятие нормативных актов в том виде, который устраивает и регуляторов, и удобен для работы бизнеса при ведении внешнеэкономической деятельности. Позицию бизнес-сообщества по внесению изменений в приказы Минфина России от 29.03. 2019 г. № 50н «Об утверждении Порядка согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, и Порядка выдачи заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ» и от 29.01.2020 № 10н «Об утверждении Порядка внесения изменений в акт государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» представили вице-президент АО «Полиметалл УК» Александр Плешаков, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «Высочайший» Сергей Гостев, заместитель директора Департамента по связям с государственными органами ООО «УК Полюс» Андрей Жарехин, заместитель директора Департамента федеральных и региональных программ – начальник Управления федеральных программ ПАО «ГМК «Норильский никель» Алексей Пинчук, главный юрисконсульт ОАО «Красцветмет» Дмитрий Пось, начальник юридического отдела ООО «Евромет» Анна Штерн, аналитик Союза золотопромышленников Дамир Вильданов. Выступающие отметили, что в последние годы экспорт драгоценных металлов возрос. Этому способствуют два основных фактора – рост добычи в отсутствие внутреннего спроса на весь объем произведенных аффинированных драгоценных металлов и совершенствование порядка лицензирования экспорта аффинированных драгоценных металлов будут способствовать повышению конкурентоспособности российских участников на международном рынке драгоценных металлов. Что касается второго фактора, то Правительством Российской Федерации в 2020 году было принято постановление о выдаче генеральных лицензий на экспорт слитков из золота и серебра не только кредитным организациям, но и субъектам добычи и производства. Вместе с тем, участники заседания отметили, что при доработке проекта приказа о внесении изменений в приказ Минфина России от 29.03. 2019 г. № 50н сохранено требование о представлении субъектами производства первичных учетных документов при получении лицензии на экспорт аффинированных драгоценных металлов. Данное требование является практические не реализуемым, исходя из производственных процессов компаний. Участники отрасли подчеркивают, что лицензия на экспорт отражает намерение заявителя осуществлять поставку по внешнеторговому контракту (разовая) или нескольким контрактам (генеральная) в течение до 1 года (максимальный срок действия лицензии) и разрешение государственного органа заявителю осуществлять поставку аффинированных драгоценных металлов в определенном объеме в указанный срок. Соответственно, в момент получения лицензии заявитель не обязан иметь в наличии все сырье для изготовления драгоценных металлов на весь срок действия лицензии на экспорт. Таким образом, требование к субъектам производства представлять не только контракт (договор), но первичные учетные документы, подтверждающие законность владения (приобретения) аффинированными драгоценными металлами при получении лицензии на весь срок ее действия, является объективно невыполнимым. В ходе доработки проекта приказа разработчиком также не было учтено замечание представителей отрасли об исключении из проекта положения о направлении Минфином России документов заявителей на выдачу заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров минерального происхождения в Российской Федерации в адрес организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, с предложением по приобретению (извлечению) драгоценных металлов из сырьевых товаров, планируемых к экспорту. С развитием технологий и созданием новых производственных мощностей по переработки упорных руд на территории Российской Федерации экспорт сырьевых товаров из минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, снижается. Однако в настоящее время экспорт не может быть полностью прекращен в связи с отсутствием технологий по переработке всех видов указанного минерального сырья, в том числе в аффинажных организациях. Не учтено разработчиком и принципиальное замечание представителей отрасли, связанное с изменением действующей формулировки подпункта «д» пункта 2 Порядка выдачи заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации (Приложение 2 к приказу Минфина России от 29.03.2019 № 50 н). В соответствии с действующей формулировкой указанной нормы для оформления заключения Минфина России экспортер сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, обязан представить в Минфин России оригинал протокола испытаний на экспортируемую партию сырьевых товаров, выданный испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации. Таким образом, используемый в действующей формулировке термин «экспортируемая партия сырьевых товаров» определяет необходимость производства и накопления до получения экспортной лицензии всего объема сырьевого товара (концентрата), предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), последующий отбор проб от накопленного объема, проведение испытаний на предмет определения содержания драгоценных металлов в концентрате и последующее представление протокола испытаний в Минфин России. Участники обсуждения, обосновывая свою позицию, ссылались на Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Приложение 14 к Решению Коллегии ЕЭК № 30), которое аналогичного требования не содержит. На практике, принимая во внимание, что лицензия на экспорт концентратов, содержащих драгоценные металлы, выдается сроком на один год, до ее получения экспортер обязан произвести весь годовой объем концентрата, на время его производства осуществлять складирование накапливаемого материала и после получения разрешения на вывоз длительное время нести расходы по хранению произведенного материала ввиду невозможности отправки и принятия контрагентом всего объема сырья единовременно. Данное требование влечет необоснованные финансовые и логистические издержки и снижает конкурентоспособность российских компаний на международном рынке концентратов, содержащих драгоценные металлы. Участники отрасли отметили, что указанное выше предложение не приведет к ослаблению контроля в отношении экспорта содержащих драгоценные металлы сырьевых товаров, как отмечено в позиции Минфина России, включенной в сводку предложений к проекту. Контроль за содержанием драгоценных металлов в экспортируемых сырьевых товарах применительно к фактически вывозимому за пределы Российской Федерации сырьевому товару осуществляется Федеральной пробирной палатой в соответствии с Приложением 14 к Решению Коллегии ЕЭК № 30, Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137 и Порядком осуществления государственного контроля цен при экспорте из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз, необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов, добытых на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 19.05.2014 № 35н в соответствии с которыми на каждую партию экспортируемого сырья при фактическом вывозе из России должны быть представлены копии акта (протокола) отбора образцов проб и протокола испытания химического состава отобранных образцов проб. Информация о результатах такого контроля находится в полном распоряжении соответствующих уполномоченных государственных органов (Минфина России, Федеральной пробирной палаты, ФТС России). Главный юрисконсульт ОАО «Красцветмет» Дмитрий Пось подробно представил предложения бизнеса по внесению изменений в приказ Минфина России от 29.01.2020 г. № 10н в части отмены запрета на внесение изменений в акт государственного контроля при экспорте, реэкспорте, переработке вне таможенной территории, временном вывозе; однократного внесения изменений в акт государственного контроля при переработке на таможенной территории, переработке для внутреннего потребления и при импорте. Как отмечено в выступлении, внесение изменений в акт государственного контроля более одного раза потребуется при назначении таможенным органом экспертизы по содержанию драгоценных металлов до выпуска товаров, по результатам которой потребоваться внесение изменений в декларацию на товары и в акт государственного контроля, при установлении технических ошибок заявителем до или после результатов входного контроля у получателя или экспертизы таможенного органа. При доработке проекта приказа также не учтены предложения участников публичного обсуждения в части представления протокола  испытаний, выданного не только испытательной лабораторией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но и прошедшей международную аккредитацию на техническую компетентность в соответствии с положениями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Наличие в действующей редакции приказа Минфин России № 10н требования о представлении протокола испытаний, выданного исключительно лабораторией, аккредитованной в национально системе аккредитации, при внесении изменений в акт государственного контроля создает конфликт с нормами таможенного законодательства – таможенный орган для выпуска товара будет требовать внесения изменений в декларацию в соответствии с данными, полученными по результатам экспертизы от лаборатории, результаты который не будут приниматься Федеральной пробирной палатой, как основание для внесения корректировки в акт госконтроля, который необходимо приложить к декларации на товар, чтобы таможенный орган завершил процедуру таможенного оформления товара. Таким образом, в случае расхождения между данными, указанными в декларации на товары, и данными, полученными таможенным органом при проведении проверки из лаборатории, не аккредитованной в национальной системе аккредитации, законного способа завершить таможенную процедуру выпуска товара не существует. Кроме того, в России отсутствуют аккредитованные в национальной системе аккредитации лаборатории, которые способны провести весь спектр требуемых исследований с требуемой точностью по всем контролируемым металлам. Развернутые комментарии к предложениям участников заседания дали представители Минфина России, Минпромторга России, ФТС России. Заместитель директора Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Владимир Зебрев проинформировал участников заседания, что министерство внимательно изучит не учтенные предложения в рамках процедуры дополнительных публичных консультаций, проводимой ведомством. По итогам заседания подготовлена резолюция, в которой Минфину России, Минпромторгу России, ФТС России, ФПП России рекомендуется более детально проработать предложения представителей отраслевого бизнес-сообщества по проектам обсуждаемых приказов Минфина России и рассмотреть возможность их принятия в предлагаемой редакции в целях устранения противоречий в нормативных правовых актах, сокращения временных затрат участников внешнеэкономической деятельности на осуществление разрешительные процедур, устранения барьеров, снижающих конкурентоспособность российских компаний на международном рынке драгоценных металлов, а также рисков необоснованного привлечения участников ВЭД к административной ответственности.   Департамент по работе с объединениями предпринимателей, Н.Солдатова  
    08.10.2021

    Ежегодно 450 тонн золота - достижимо

    У России есть все шансы выйти на первое место в мире по добыче золота. Рост обеспечат рудные проекты, при этом ежегодная добыча 70-80 тонн сохраниться еще лет 100, утверждает председатель Союза старателей РФ [член Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, ред. ТПП РФ] Виктор Таракановский. Он выступает за закрепление в законодательстве понятия "техногенные образования" и порядка их отработки, считает претензии экологов к золотодобытчикам далеко не всегда обоснованными и — против свободной раздачи поисковых лицензий. Наш разговор с Виктором Ивановичем состоялся на месторождении Полянка в Хабаровском крае. Пару дней назад Таракановский еще был в артели "Кривбасс" на Колыме, а два дня спустя — улетел в Иркутскую область, в АО "Витим". — Виктор Иванович, как Вам удается в 85 лет не знать отдыха, ездить по месторождениям? Откуда силы берутся? — Я уже лет пять пытаюсь себе замену найти. Нет желающих. 30 лет я работал непосредственно на добыче золота, уже 31 год — в Союзе старателей. Переживаю: уйду, все развалится… — А за кого душа больше болит: за рудников или за россыпников? — Для меня — все едины. В 1989 году при создании Союза старателей в него входили 250 артелей, которые добывали около 40% всего россыпного золота. Но сейчас многие бывшие артели уже перешли на рудное золото. Например, еще в 1994 году артель "Саяны" (позже переименована в "Золотую звезду") в Хакасии первая испытала кучное выщелачивание. Так что, сейчас Союз объединяет и рудников, и россыпников, и душа болит за каждое предприятие. — Как с коронавирусом боролись большие компании, они сами об этом много рассказывали, а что происходило в небольших предприятиях, работающих на россыпях, и совсем маленьких артелях? — Предприятия выкручивались, как могли. Увеличили срок вахты, пошли на разные ухищрения, чтобы производство не страдало. Больше всего проблем принесло закрытие границ. Например, артель "Витим", в которой часть рабочих — узбеки, осталась без рабочей силы. В артели "Кривбасс", откуда я недавно вернулся, и где работают по большей части украинцы, в апреле прошлого года произошла вспышка заболеваний: COVID-19 был выявлен у 68 из 74 сотрудников, правда, повторные тесты у многих не подтвердили диагноз, но деятельность предприятия была парализована. Областное УМВД возбудило по факту массового заражения уголовное дело по статье "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил" в отношении неустановленных лиц, обвинило предприятие в заражении населения Магаданской области. Полтора года шло следствие, обыски, допросы. Я писал письмо на имя министра внутренних дел Александра Колокольцева, но его перенаправили в УМВД Магаданской области, и продолжали измываться над предприятием. На "Кривбасс" в прошлом году не смогли завезти людей — потеряли около 300 кг в добыче. Я так думаю, дело было не в коронавирусе, а в попытке свергнуть председателя артели. Когда у "Полюса" на Олимпиаде произошла вспышка заболевания, президент отправил туда армейский госпиталь, а здесь завели уголовное дело. Только недавно его закрыли. — Насколько коронавирус помешал в прошлом году выполнить планы? — В прошлом году в России было произведено 342 тонны золота: 77,9 тонны россыпного, 213,6 тонны рудного, а также вторичное. В общую сумму не входит золото, которое отправлено в виде концентратов за рубеж, примерно 18 тонн. В сравнении с 2019 годом производство добычного (первичного) золота выросло на 1,6%. COVID-19 мало повлиял на объемы добычи. Если бы не было пандемии, возможно, извлекли бы на 1,5-2 тонны больше. По итогам этого года мы ожидаем, что в стране будет добыто порядка 300 тонн золота, а суммарное производство превысит 350 тонн. — Несколько лет назад вы утверждали, что добыча в России на россыпях будет стабильной в пределах 70 тонн, еще 100 лет. Сегодня, природные катаклизмы — паводки и пожары, пандемия не нарушили уверенность? — Нет, у нас еще лет 100 можно добывать по 70-80 тонн россыпного золота. Безусловно, на россыпях сейчас очень тяжело работать, поскольку упало содержание золота в песках. Если, например, на месторождении Кулар в 1964 году на подземке среднее содержание было 50 граммов на кубометр, то сейчас на дражных полигонах может быть меньше 50 миллиграммов. Если раньше на россыпном участке промприбор в сутки извлекал меньше килограмма, такое месторождение бросали. Геологи находили месторождение с содержанием 1-2 грамма на тонну, никто не хотел браться за его отработку. В наше время в оборот пошли месторождения, где содержание меньше грамма. Но в стране, с учетом техногенки, остались достаточные запасы золота: пески, целики, плотик, чистые богатые россыпи. Но, к сожалению, сейчас нет закона о техногенных образованиях, который бы позволил в полном масштабе включить эти участки в отработку. По закону "О недрах" чтобы начать добычу, недропользователю необходимо написать проект геологоразведочных работ, провести разведку, поставить запасы на баланс, пройти Главгосэкспертизу. Но распределение золота в техногенном образовании вовсе не такое, как в обычном месторождении. Нет такого метода разведки, который мог бы дать информацию о достоверных запасах техногенки. Мы предлагаем принять закон о техногенных образованиях, предполагающий, что такой участок должен осваиваться без лишней бумажной и проектной волокиты. Например, на отработанную ранее площадь заходит предприятие, промывает небольшую его часть и, если есть золото, работает дальше. А уже потом отчитывается, сколько золота получило. А у нас же сегодня везде нужен проект, и отклонение от него хотя бы на шаг грозит огромными штрафами. Такие проблемы возникают не только при отработке техногенки. Еще пример: "Золотая звезда" из Хакасии, о которой мы уже говорили, работает на кучном выщелачивании, уже четыре года судится с налоговиками. Предприятию присудили за несколько лет уплатить около 1 млрд рублей штрафных санкций и дополнительного НДПИ по повышенной ставке — 6% — за сверхплановые потери. Но фактически никаких потерь не было. Образно говоря, ребята положили в кучу 100 тонн руды с содержанием менее 1 грамма на тонну. Для выщелачивания требуется три месяца, чтобы получить 90 кг золота, 10% — плановые потери. НДПИ платится ежемесячно, и налоговики решили, что два месяца из периода выщелачивания у них были сверхплановые потери по 30 кг. Я встречался по этому вопросу с заместителем руководителя федеральной налоговой службы, но, увы, в нашей стране очень тяжело что-то изменить. — Вы возмущались, когда Банк России приостановил закупки золота на внутреннем рынке. Как сказалось это решение ЦБ на отрасли? Не возникло проблем с реализацией драгметалла? — Предприятия могут реализовывать золото, как на внутреннем рынке, так и за рубеж. И если до недавнего времени на каждую экспортную сделку требовались разовые лицензии, то сейчас крупные предприятия получили генеральные лицензии, по которым могут экспортировать любое количество золота на протяжении длительного времени. Более того, они вправе оставлять экспортную выручку себе. Но золотодобытчики с небольшими объемами продают золото коммерческим банкам. При сегодняшней цене и мировом спросе на золото коммерческие банки с удовольствием покупают драгметалл, тут же продают его за рубеж, но при этом недропользователи теряют сумму, приходящуюся на маржу банков. И в большинстве случаев предприятия еще перед началом сезона заключают кредитный договор с коммерческими банками на финансирование работ под будущую добычу. Очевидно, что при этом золотодобытчики проигрывают дважды, отдавая банковскую комиссию и проценты. И в такой ситуации сегодня находятся большинство предприятий России, ведь из 550 действующих только 30 добывают более тонны, на них приходится около 80% общей добычи. — Выходит, что государству не нужны мелкие золотодобывающие предприятия? — Крупные компании не пойдут на россыпи. Неинтересно им это. Небольшие предприятия обеспечивают занятость населения, позволяют зарабатывать, содержать семьи. Только мешать им не надо. В сталинские времена старатели были освобождены от всех налогов и получали беспроцентные авансы от государства под будущий объем добычи. Если возродить государственное авансирование, многие небольшие предприятия вздохнули бы легче. Вместе с тем, у нас есть предприятия, которые добывают по 400-500 граммов золота в год. С таким объемом и на зарплату-то работникам денег не хватит. Со временем в россыпной золотодобыче будет проходить консолидация. Сохранятся средние предприятия, которые будут отрабатывать близлежащие участки и постепенно переходить на техногенку. А мелочь сама отвалится. — А как же планы властей разрешить добычу индивидуальным предпринимателям, так называемый, вольный принос? — По законопроекту, индивидуальный предприниматель имеет право нанять до 10 человек и добывать до 30 кг золота в год. У нас, что, сегодня нет таких предприятий? 239 предприятий — 40% от их общего количества — добывают до 30 кг. Если сегодня небольшое предприятие работает на собственных лицензиях и добывает меньше 30 кг, его оборот не превышает 180 млн рублей в год. А что такое 180 млн? Как на эти деньги содержать обслуживающий штат и рабочих? И кто пойдет к индивидуальному предпринимателю вручную мыть золото за 100 тысяч рублей в месяц, когда крупные предприятия сегодня не могут найти себе, например, бульдозериста за 160 тысяч? А если в одиночку пойдет мужик один в тайгу? Сколько там лихих людей с обрезами ходит? Убьют, золото отберут, и никто даже труп не найдет. А сколько всего нужно завезти в тайгу, чтобы добывать золото? Это и провизия, и оборудование. Чем кайлить, чем вскрышу делать? Сколько песков перелопатить надо? В 1992 году в Магаданской области приняли закон "О золоте", который разрешал вольный принос. Я тогда был в Ягодном, в 600 км от Магадана. Докладывают: вольноприносители добыли 500 кг золота. Вскакивает директор Ягоднинского ГОКа: из них 400 кг у меня украли! С какой стороны ни глянь, вольный принос ведет к разгулу криминала. Но я знаю множество мелких предприятий, которые работают по договорам подряда. У того же "Кривбасса", "Сусуманзолота". Они приходят со своей техникой, им дают место, принимают у них золото по определенной цене. Я считаю, это нормальная практика. И не надо никакого закона о вольном приносительстве. Плюс к этому нужна четкая линия восполнения минерально-сырьевой базы. Государство с 1991 года не выделяет деньги на разведку россыпных месторождений. Но те предприятия, которые сегодня работают, в силах сами вести разведку, только не нужно им втыкать палки в колеса. — Сейчас много говорят о юниорном движении: Минприроды надеется, что юниоры помогут восполнить минерально-сырьевую базу. В то же время ряд регионов, в частности Амурская область, предлагают упростить процедуру отзыва, прекратить или ограничить выдачу поисковых лицензий в заявительном порядке, не предоставлять лицензии компаниям, не имеющим опыта в добыче. — В прошлом году на территории России было роздано 2,5 тысячи поисковых лицензий на россыпное золото. Все они не только в Амурской области, но и в Якутии, Иркутской и Магаданской областях, — разобрали. Кто такие эти юниоры, откуда у них деньги? На какие средства они будут вести разведку? Откуда у них буровые станки, бульдозеры, чтобы проходить канавы? Это коммерсанты в поисках легкой добычи. Мало кто из них обеспечивает прирост запасов. Одни ведут нелегальную добычу, другие захватили площади вокруг действующих предприятий, чтобы их этим же предприятиям втридорога перепродать. К примеру, артель "Дражник" работает в Усть-Майском районе Якутии уже 50 лет, имеет пять драг, жалуется, что запасы заканчиваются, хочет перейти на соседние участки, а свободных площадей уже нет. На них набрал поисковые лицензии местный житель, создав три предприятия. На просьбу "Дражника" уступить, говорит: хорошо, покупайте за 200 млн рублей. С одной стороны, Минприроды кичится, что восполняет минерально-сырьевую базу за счет раздачи поисковых лицензий по заявительному принципу, с другой — не осталось участков для реально работающих предприятий, а на тех, которые разобрали новоявленные юниоры, поиск не идет. Да, безусловно, есть работающие юниорные компании, но это те, которые создали "Полиметалл" или "Сусуманзолото", они же и финансируют работы. По аналогии, как прежде, в старое время при золотодобывающих предприятиях организовывали разведочные участки. Это нормальная практика, все остальное — от лукавого. — В последнее время к золотодобытчикам, особенно россыпникам, увеличилось количество претензий от экологов и Росприроднадзора. Накладывают штрафы, останавливают предприятия… Какие решения, по-Вашему, сохранят баланс между природой и золотодобычей? — Я всегда говорю товарищам экологам, вот, когда вы научитесь есть листья, ветки, научите и нас, тогда я за вас встану. А если рассуждать так, как они сейчас, то вообще никакой промышленной деятельности не должно быть. Самое большое количество претензий к предприятиям связано с замутнением водоемов. И обвинения далеко не всегда обоснованные. Как осуществляется извлечение золота? На кубометр песков нужно до 9 кубометров воды. Если элеватор моет тысячу кубов в сутки, значит, ему нужно 9 тысяч тонн воды в сутки. Нет таких ручьев и ключей, чтобы из них взять столько воды. Поэтому на россыпях везде — оборотное водоснабжение. И если, даже небольшой объем воды попадает из прибора в реку, он не наносит ей значительного ущерба, в нем нет химикатов, а только те же вещества, что и на дне водоема. Другие претензии касаются рекультивации участков и лесовосстановления. И эти претензии неоднозначны. Как у нас сегодня происходит? Лесники уже создали окологосударственные предприятия и зарабатывают деньги. Например, приходят к директору одного из дальневосточных ГОКов, спрашивают, как ты лес восстанавливаешь? Он: пока никак. Плати 20 млн рублей, и мы тебя избавим от проблем. Он заплатил, ему тут же принесли справку: все восстановил лес. И где этот лес? Может, где-то в Московской области… На отработанных россыпях лес самовосстанавливается. Посмотрите, какой лес вырастает на отвалах! Да, в большинстве случаев рекультивация вообще нецелесообразна: отвалы — это техногенные образования, из которых при усовершенствовании технологии можно будет взять еще немало золота. — Cможет ли Россия, со всеми этими проблемами, выйти на первое место в мире по добыче золота? — Когда умирал Советский Союз, на всей территории страны было добыто 304 тонны золота, из них примерно 80% россыпного. В прошлом году на территории бывшего Советского Союза было добыто почти 600 тонн золота. У России большой потенциал. Мы легко можем занять первое место в мире по добыче, обогнав Китай. Тем более, что у китайцев в производство поступают чужие концентраты, в том числе и наши, которые мы в перспективе будем перерабатывать сами. Придёт время — Сухой Лог будет давать ежегодно 60 тонн золота, примерно 10 тонн — Кючус. В этом году где-то на 7-8 тонн выйдет Нежданинское. Перед Россией стоит задача ежегодно извлекать 450 тонн золота. Это вполне достижимо.   Екатерина Воробьева    
    + Заявка на проведение

    На выбранную дату событий не найдено

    Загрузка...

    На ближайшие несколько дней событий нет

    Материалы

    30 Марта 2022
    Союз золотопромышленников представляет итоги производства золота и серебра за 2021 г.
    Материал подготовлен Союзом золотопромышленников (член ТПП РФ).
    20 Февраля 2021
    Справка об использовании бриллиантов мелкого рассева российскими ювелирными предприятиями (20.02.2021)
    15 Декабря 2020
    Итоги производства золота и серебра в Российской Федерации за 9 месяцев 2020 г.
    Материал предоставлен Союзом золотопромышленников
    18 Сентября 2020
    Союз золотопромышленников - итоги производства золота и серебра в РФ за 1 полугодие 2020
    22 Июня 2020
    Союз золотопромышленников представляет итоги производства золота и серебра в России в 1-м квартале 2020 года
    15 Апреля 2020
    Аналитическая записка об итогах производства золота в мире и в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года
    27 Ноября 2019
    Информация о деятельности Комитета в 2019 году
    30 Ноября 2018
    Аналитическая записка о проблемных вопросах отраслей, выявленных Комитетом, и предложения по мерам их решения
    30 Ноября 2018
    Аналитическая записка по проблематике Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
    10 Июля 2018
    Аналитическая записка о проблемных вопросах отраслей, выявленных комитетом, и предложениях по их решению
    28 Апреля 2018
    Основные проблемы, сдерживающие развитие российского ювелирного рынка и экспорт ювелирных изделий, и предложения по их устранению
    01 Марта 2018
    Аналитическая справка о состоянии и мерах по развитию добычи и переработки драгоценных металлов
    05 Февраля 2018
    Обзор российского рынка ювелирных изделий
    19 Января 2018
    Аналитическая записка, подготовленная Комитетом ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, о проблемных вопросах отраслей, выявленных комитетом, и предложения
    27 Октября 2017
    Аналитическая справка о состоянии и направлениях совершенствования законодательства в сфере производства драгоценных металлов
    01 Сентября 2017
    Компания Эрнст и Янг и Союз золотопромышленников подготовили третий Обзор золотодобывающей отрасли России
    19 Июня 2017
    Доклад Росприроднадзора о правоприменительной практике в 2016 году и Руководство по соблюдению обязательных требований
    29 Февраля 2016
    Анализ текущего состояния рынка производства драгметаллов Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями
    06 Марта 2014
    Аналитические материалы рынка дргоценных металлов
    11 Октября 2013
    Перечень перспективных инновационных проектов и разработок, поддерживаемых торгово-промышленными палатами и объединениями предпринимателей.
    11 Октября 2013
    Протокол рабочего совещания у председателя Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них В.В. Рудакова, 6 декабря 2010 г.
    03 Октября 2013
    Валерий Радашевич. Модернизация нормативно-законодательной базы рынка драгоценных металлов и драгоценных камней – путь к инвестиционной привлекательности ювелирной отрасли
    03 Октября 2013
    Валерий Рудаков. Материалы выступления на Международной научно-практической конференции «ТЕХГОРМЕТ-21 век», г.Санкт-Петербург, 11-12 ноября 2010 года.
    15 Февраля 2022
    Внедрение государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
    24 Марта 2021
    В ТПП РФ обсудили проблемные вопросы лицензирования деятельности в сфере обращения лома и отходов драгметаллов
    Открыл и вёл заседание председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Красцветмет» Михаил Дягилев
    26 Января 2021
    Предсъездовская дискуссия «Вопросы налогообложения в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней»
    С приветственным словом к участникам заседания обратился вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин
    26 Ноября 2020
    В ТПП России обсудили сроки внедрения и порядок функционирования ГИИС ДМДК
    С приветственным словом к участникам обратился вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин
    14 Сентября 2020
    Острые проблемы восстановления отечественной ювелирной отрасли обсудили на площадке ТПП РФ
    Открыл и вёл заседание председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Красцветмет» (г. Красноярск) Михаил Дягилев
    29 Января 2020
    Эксперты профильного комитета рассмотрели поправки в законопроект по использованию отходов недропользования
    Законодательное обеспечение рационального использования отвалов горных пород и отходов перерабатывающих производств
    01 Ноября 2019
    Члены Комитета обсудили вопросы хода реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере добычи, использования и обращения драгметаллов и драгкамней
    Открыл и вёл заседание председатель Комитета Игорь Тихов
    19 Апреля 2018
    Эксперты профильного Комитета ТПП РФ обсудили необходимость внесения изменений в законодательство, регулирующее налогообложение операций с драгоценными металлами
    Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
    26 Октября 2017
    В ТПП РФ обсудили вопросы совершенствования правовой и налоговой базы в сфере производства драгоценных металлов
    Заседание круглого стола на тему «Внесение изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации в рамках подготовки стратегии развития производства драгоценных металлов в России с увеличением объемов поступлений в бюджеты всех уровней»
    26 Сентября 2017
    Эксперты обсудили направления сотрудничества государства и бизнеса в решении задач прослеживаемости готовой продукции из драгоценных металлов камней
    Заседание комитета на тему «Маркировка готовой продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней для организации её эффективного оборота внутри Евразийского экономического союза и при экспорте»
    17 Ноября 2016
    Эксперты ТПП РФ рассмотрели проблемы рынка каталитических нейтрализаторов для автомобильной промышленности России
    Принято решение создать рабочую группу для выработки позиции участников рынка каталитических нейтрализаторов автопрома  России
    30 Мая 2016
    Эксперты комитета обсудили текущие проблемы отрасли драг- металлов и камней
    Расширенное заседание Комитета
    19 Февраля 2016
    Профильный комитет ТПП РФ рассмотрел проблематику текущего состояния рынка производства драгметаллов
    Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них
    15 Ноября 2013
    Заседание Комитета ТПП РФ на тему: «Основные проблемы утилизации отходов производства и потребления, содержащих драгоценные металлы»
    На заседании обсудили тему «Основные проблемы утилизации отходов производства и потребления, содержащих драгоценные металлы»
    15 Октября 2013
    Заседание на тему «Проблемы расширения присутствия российских производителей на мировом рынке драгоценных металлов в условиях вхождения России в ВТО и нормативно-правовые пути их решения»
    В Библиотеке ТПП РФ состоялось совместное заседание Комитет ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них и НП «Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов»
    11 Сентября 2012
    Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, 11 сентября 2012 г.
    Комитет ТПП РФ  по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них  на заседании 11 сентября 2012 года рассмотрел разработанный Министерством финансов Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вел заседание председатель Комитета В.В.Рудаков.
    18 Мая 2011
    Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, 18 мая 2011 г.
    18 мая  2011 года в  ТПП РФ  прошло рабочее заседание Комитета ТПП  РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями  из  них.  Вел заседание председатель Комитета В.В.Рудаков.  
    19 Апреля 2010
    Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, 19 апреля 2010 г.
    19   апреля   2010  г.  в  ТПП  РФ  состоялось  совместное  заседание организованое  Комитетами  ТПП  РФ  по  содействию внешнеэкономической деятельности, а также по поддержке предпринимательства в сфере добычи, переработки,   производства   и   торговли  драгоценными  металлами  и драгоценными  камнями  и  изделиями  из  них  на  тему:  «О  сохранении производственной деятельности отрасли переработки драгоценных металлов в условиях кризиса».
    15 Февраля 2010
    Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, 15 февраля 2010 г.
    15  февраля  2010  года  в ОАО «Полюс Золото» прошло рабочее заседание Комитета  ТПП  РФ  по  поддержке  предпринимательства  в сфере добычи, производства,   переработки   и   торговли  драгоценными  металлами  и драгоценными  камнями и изделиями из них для подготовки предложений на Экспертный    совет    ТПП    РФ   по   совершенствованию   налогового законодательства.
    26 Ноября 2009
    Заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, 26 ноября 2009 г.
    6 ноября  2009 г.  в  ОАО  «Полюс  Золото»,  одной  из  крупнейших золотодобывающих  компаний  мира,  прошло очередное заседание Комитета ТПП  РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями  из  них.  Вел заседание председатель Комитета, председатель Совета директоров ЗАО «Полюс» В.В.Рудаков.
    11 Октября 2007
    «Круглый стол» по теме «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в связи с присоединением России к ВТО», 11 октября 2007 г., ИТАР-ТАСС
    Комитет ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них и оргкомитет Десятой международной деловой конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы» (РДМК 2007) при участии ИАА «Русская Ювелирная Сеть» 11 октября 2007 года провели в ИТАР-ТАСС «круглый стол» по теме «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в связи с присоединением России к ВТО».
    22 Июня 2005
    Первый Всероссийский конгресс участников ювелирного рынка, 22-23 июня 2005 г.
    22-23 июня 2005 года в г.Костроме состоялся первый Всероссийский конгресс участников ювелирного рынка.
    В его работе приняли участие свыше 200 руководителей и специалистов предприятий ювелирной промышленности и ювелирной торговли из 24 регионов России, депутаты Государственной Думы, руководящие работники Минфина России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, Пробирной палаты России, ТПП России, региональных отраслевых объединений предпринимателей, представители торгово-промышленных палат.
    20 Июня 2005
    20 июня 2005 года Торгово-промышленная палата Российской Федерации направила в Министерство природных ресурсов РФ резолюцию состоявшихся в ТПП РФ 1 июня 2005 года общественных слушаний по проекту федерального закона «О недрах», подготовленному МПР России
    20 июня 2005 года Торгово-промышленная палата Российской Федерации направила в Министерство природных ресурсов РФ резолюцию состоявшихся в ТПП РФ 1 июня 2005 года общественных слушаний по проекту федерального закона «О недрах», подготовленному МПР России. В приложении к резолюции изложены постатейные замечания и предложения по законопроекту с соответствующими обоснованиями.
    19 Мая 2003
    Круглый стол «Проблемы борьбы с контрафактной продукцией в ювелирной торговле», 19 мая 2003 г.
    В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошел межрегиональный «круглый стол» «Проблемы борьбы с контрафактной продукцией в ювелирной торговле», организованный по инициативе Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них.
    23 Января 2003
    «Круглый стол» «Организация на таможенной территории Российской Федерации рецикла катализаторов, содержащих драгоценные металлы, для нефте- и газоперерабатывающей промышленности», 23 января 2003 года
    Сегодня в Малом зале Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялся «круглый стол» «Организация на таможенной территории Российской Федерации рецикла катализаторов, содержащих драгоценные металлы, для нефте- и газоперерабатывающей промышленности».
    31 Октября 2002
    Пятая международная деловая конференция "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы", 31 октября - 2 ноября 2002 г.
    С 31 октября по 2 ноября прошла Пятая международная деловая конференция «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы».

    Одной из основных рассматриваемых и обсуждаемых тем был вопрос о присоединении России к ВТО и сопутствующие этому задачи. Требуется выравнивание законодательной базы и условий конкурентной борьбы российских и зарубежных участников золотоплатинового и алмазного рынков.
    15 Октября 2002
    Заседание Комитета, 15 октября 2002 г.
    Первое заседание Комитета по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства и реализации драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них.
    28 Декабря 2021
    План работы Комитета ДМДК на 2022 год
    27 Ноября 2020
    План работы Комитета ДМДК на 2021 год
    29 Ноября 2019
    План работы Комитета в 2020 году
    17 Ноября 2017
    План работы комитета в 1 полугодии 2018 года
    30 Ноября 2018
    План работы Комитета в 1 полугодии 2019 года
    10 Июля 2018
    План работы Комитета во 2 полугодии 2018 года
    27 Ноября 2020
    Информация о деятельности Комитета ДМДК в период 01.12.2019 - 30.11.2020
    27 Ноября 2019
    Информация о деятельности Комитета в 2019 году
    30 Ноября 2018
    Информация о деятельности Комитета в 2018 году
    10 Июля 2018
    Информация о деятельности Комитета в 1 полугодии 2018 года
    19 Января 2018
    Аналитическая записка о работе комитета в 2017 году
    07 Июля 2017
    Отчёт о работе комитета в 1 полугодии 2017 года
    23 Января 2017
    Отчёт о работе комитета в 2016 году
    15 Июля 2016
    Отчет о работе Комитета в 1-м полугодии 2016 года
    13 Августа 2015
    Информация о деятельности в 1-м полугодии 2015 года
    01 Января 2015
    Отчет о работе Комитета ТПП РФ за 2014 год