Исключение коррупции в малом и среднем бизнесе повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики

В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, одной из основных внутренних угроз является коррупция. При этом ежегодный материальный ущерб от этого явления исчисляется сотнями миллиардов рублей. В большей степени от коррупционных проявлений страдают представители малого и среднего бизнеса. Данное обстоятельство снижает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики, что отражается на позициях России в различных международных рейтингах. Административную практику существования деловой коррупции в нашей стране комментирует доктор юридических наук, профессор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, член Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Юрий Трунцевский.

«По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, в 2019 году за незаконное вознаграждение должностных лиц (ст. 19.28 КоАП) оштрафовали 344 юридических лица (в 2018 году – 471, 2017 году – 477), из которых 37 (46 и 48 соответственно) сделали это в крупном (1 млн руб.) и особо крупном (25 млн руб.) размерах. Иностранных компаний среди наказанных нет в силу наличия юрисдикционных проблем. В отличие от 2018 года судьи чаще применяли конфискацию имущества – 12 раз (в 2018 году – 0, в 2017 году – 20). Что касается взыскиваемости штрафов по вступившим в законную силу судебным решениям, то она по-прежнему невысока: из 184,8 млн рублей было взыскано лишь 69,3 млн рублей (в 2018 г. – 295,4 млн/63,9 млн руб., в 2017 г. – 270,2 млн/54,9 млн руб.). И это несмотря на появление с 14 августа 2018 года обеспечительных арестов имущества юридических лиц (ст. 27.20 КоАП РФ) и двухлетний запрет на участие в госзакупках (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Во многих регионах практикуются незаконные отказы бизнесменам в получении субсидий и иных мер господдержки. Причем урезание субсидий одним организациям имело своей целью увеличение помощи другим, подконтрольным самим чиновникам. Несмотря на это обстоятельство, ст. 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»), предусматривающая до двух лет лишения свободы за незаконное покровительство, по-прежнему не востребована. За 2014 – 2019 годы. по ней осудили всего 53 должностных лица, а основной мерой наказания был штраф.

Распространенными видами давления на бизнесменов остаются частые и необоснованные проверки, а также административное приостановление их деятельности под надуманными предлогами. В период формирования плана на 2020 год прокуроры рассмотрели 456 тысяч предложений различных контролирующих органов о планируемых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В результате были отклонены 21% проверок, тем самым предотвращено незаконное вмешательство в деятельность 95 тысяч предпринимателей.

Между тем превентивный потенциал, заложенный в ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»), практически не используется. По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, за 2014 – 2019 года по ней осудили всего 69 должностных лиц. Большинство из них наказали условным сроком или штрафом. Уголовно-правовой оценки удостоились злоупотребления при предоставлении в аренду земельных участков, выдаче разрешительной документации, проведении проверок и т.д.

Несмотря на опубликование Минтрудом России «Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», ни на законодательном уровне, ни на уровне стандартов и руководств не определены требования к модели антикоррупционного комплаенса, учитывающей как отраслевую специфику, так и размеры компании. Необходимо инициировать разработку стандартов (руководства) по организации антикоррупционного комплаенса, учитывающих отраслевой характер, организационно-правовую форму и размеры компании.

Также, контрольным (надзорным) органам при проверке организаций следует активнее применять существующие антикоррупционные стандарты Антикоррупционной хартии российского бизнеса, другие (отраслевые, корпоративные) антикоррупционные стандарты.

Кроме того, в системе высшего образования Российской Федерации необходимо предусмотреть освоение будущими менеджерами, юристами, экономистами, специалистами по экономической безопасности и смежным направлениям подготовку компетенций этичного ведения бизнеса, создания и продвижения комплаенс-систем, нулевой толерантности к коррупции.

Реализация указанных мер в комплексе будет способствовать решению конкретных проблем, до сих пор существующих в сфере развития антикоррупционного комплаенса, и способствовать созданию атмосферы нетерпимости к коррупционным правонарушениям в служебном коллективе как основы их профилактики».

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/6936/