Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка представил свой ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2022 года – перспективы 2023 года»

5 апреля 2023 года Советом ТПП РФ по развитию потребительского рынка были подведены итоги деятельности в 2022 году, а также традиционно  представлен ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2022 года – перспективы 2023 года». В заседании приняли участие представители органов власти, организаций-членов ТПП РФ, торгово-промышленных палат, научного и экспертного сообщества.

 Открыл и вел мероприятие Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, президент-генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации.

Подводя итоги  деятельности Совета за 2022 год Александр Борисов, подчеркнул важность работы возглавляемого им общественного формирования с точки зрения жизни российского общества в современных условиях и особой важности потребительского рынка в жизни не только как одной из составляющих эффективно работающей экономики, но и как основу оценки качества жизни населения.

Об итогах деятельности совета, его комиссий и рабочих групп рассказали члены совета, возглавляющие крупнейшие предпринимательские объединения различных секторов потребительского рынка: Игорь Караваев, председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ); Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли; Дмитрий Востриков, исполнительный директор Руспродсоюза и Андрей Волков, заместитель председателя Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, председатель Правления Союза производителей продуктов на растительной основе.

Также о тесном сотрудничестве Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и АНО «Российская система качества» (Роскачество) по продвижению органической продукции и продукции на растительной основе рассказала Елена Саратцева,  заместитель руководителя Роскачества. Она поблагодарила Совет в лице Александра Борисова и вручила ему Благодарственное письмо руководителя Роскачества Максима Протасова «за вклад в развитие российской органической продукции, активную жизненную позицию, которая способствует реализации новых проектов, направленных на повышение качества жизни граждан России». 

Проблемных вопросов реализации Концепции развития оптовых продовольственных рынков на 2022-2026 годы, разработанной Центральным союзом потребительских обществ «Центросоюз Российской Федерации коснулся Сиражудин Нуралиев, доктор экономических наук, генеральный директор Союза рынков России, член Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса.  В свою очередь Александр Борисов предложил решать проблемы, с которыми сталкивается  сектор оптовых продовольственных рынков  совместно с Советом ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

Ежегодный доклад Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка «Потребительский рынок России: итоги 2022 года – перспективы 2023 года» по традиции представлял Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

По его словам, после, в целом успешного, 2021 года российский потребительский рынок готовился к продолжению активного роста. Однако, 24 февраля с началом специальной военной операции (СВО) в силу вступили непредвиденные факторы: резкое наращивание санкционного давления, закрытие воздушных и наземных границ, нарушение привычных логистических цепочек, миграционные процессы, мобилизация и т.д. Даже прошедшие через 5-6 последовательных кризисов за последние 30 лет российские предприниматели признают, что сегодняшний кризис для них самый мощный и непредсказуемый.

В то же время при всей неопределенности и высокой степени неповторимости решаемых задач у участников потребительского рынка за истекший 2022 год сложилось понимание происходящих изменений и выработались практические ответы и решения на стоящие вызовы. Российскому ритейлу удалось заместить выбывшие с полок магазинов товарные позиции,  переориентировавшись на работу с мелкими поставщиками и даже обеспечить быструю доставку онлайн-заказов, в то время как в ряде европейских стран ожидание превышало две недели.

Разумеется, достижение таких результатов, было бы невозможно без тесного взаимодействия участников потребительского рынка (прежде всего его лидеров) с органами исполнительной власти всех уровней, поддержания непрерывного диалога ритейлеров и рестораторов с поставщиками и производителями, вовлечения в эти процессы широкого круга новых партнеров внутри страны и за рубежом.

Наконец, важнейшую роль в сохранении социальной стабильности в стране весной 2022 года сыграло добровольное обязательство ведущих торговых сетей ограничить наценки на ряд базовых продуктов. По оценке ФАС России, благодаря соблюдению ритейлерами добровольных обязательств удалось достигнуть минимального значения совокупного уровня наценки одиннадцати федеральных торговых сетей по позициям «первой цены» 25-ти социально значимых продовольственных товаров. Данную инициативу также поддержали 84 региональные торговые сети.

В условиях, когда на протяжении последних 10 лет реальные доходы населения практически не росли и до сих пор не достигли уровня 2013 года, очередное их падение на 1% в 2022 году привело к тому, что в итоге суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и сферы услуг снизился по предварительной оценке на 4,1%. В связи с этим очередной ежегодный доклад Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка рассматривает основные факторы изменений, формирующихся трендов и вероятных перспектив дальнейшего развития этих сегментов. С его полной версией можно ознакомиться в подразделе «Аналитические материалы» раздела «Материалы»- на странице Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка по ссылке: https://org.tpprf.ru/committee/komtorg/materials/

Свое мнение по итогам изучения доклада высказали: Илья Ломакин-Румянцев, заместитель председателя Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, руководитель научной лаборатории «Центр развития потребительского рынка» экономического факультета МГУ; Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ;  Сергей  Орлов, доктор экономических наук, главный научный сотрудник института региональной экономики финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Алексей Григорьев, директор по внешней корпоративной политике МЕТРО Россия и Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Выступавшие отметили, что в нынешних условиях сохранение надежного функционирования внутреннего рынка – главный фактор поддержания социальной стабильности в стране, а 2022 год продемонстрировал, что розничная торговля России вышла на высокий уровень саморегулирования и профессионализма и успешно преодолела возникшие трудности логистики, практически удержав цены на продукты на прежнем уровне. В отрасли продолжаются процессы развития конкуренции и консолидации.

Участники заседания одобрили основные направления Доклада «Потребительский рынок России: итоги 2022 года – перспективы 2023 года».

Подводя итоги Александр Борисов, попросил всех участников заседания направлять в его адрес замечания, предложения и материалы для включения в финальную версию доклада.

 

 

Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка