Рекламная отрасль России: проблемы и вызовы, потенциал роста

13 ноября т.г. состоялось расширенное заседание Комитета ТПП РФ по  предпринимательству в сфере рекламы, в котором, помимо членов Комитета и приглашенных гостей, приняли участие также и председатели профильных общественных формирований из территориальных торгово-промышленных палат.

Модератором заседания выступил Сергей Пискарев, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, президент АКАР.

Участники заседания обсудили рост развития рекламной отрасли в России по сравнению с предыдущим годом, а также региональные проблемы и вызовы рекламной отрасли.

Сергей Веселов, член Комитета ТПП РФ, сопредседатель Комитета исследований, аудита и рекламных технологий АКАР, сопредседатель Комиссии экспертов АКАР, советник генерального директора НСК, выступил с презентацией «Российский региональный рекламный рынок», подчеркнув, что предварительные итоги 2023 года показывают, что российский рекламный рынок преодолел кризис и показывает рост по сравнению с 2022 годом на 22-25%. Он отметил, что по итогам 2023 года ожидается абсолютный рекорд для российского рекламного рынка на уровне примерно 700 млрд руб. Факторами роста явились, во-первых, «низкая база» первого полугодия прошлого кризисного года, когда рекламный рынок заметно упал. Во-вторых, базовым фактором для динамики рекламной индустрии, по-прежнему, остаётся динамика экономики, а она показывает приличные темпы роста. Прогнозы по 2023 году постоянно улучшаются, доходя до +3% роста ВВП. В-третьих, основной фактор – это поведение российских рекламодателей, которые поняли, что после ухода крупнейших зарубежных компаний можно и нужно занимать их места, причем сейчас это сделать значительно проще.

Участники заседания подчеркнули, что российская рекламная индустрия – это полноценный, самостоятельный и важный элемент отечественной экономики. Сегодня российский рекламный рынок входит в Топ-15 мировых рекламных рынков и в Топ-5 европейских рынков.

При этом, региональный рекламный рынок растет опережающими темпами и в кризис 2022 года он пострадал в меньшей степени, чем федеральный. Основная причина – небольшое присутствие зарубежных рекламодателей на нем. Объем регионального рекламного рынка за 1-3 кварталы 2023 года составил 32.2 млрд руб., он вырос на 23%. В 15 крупнейших городах России рост в среднем составил 32%, в отдельных городах миллионниках от 23 до 57%. Наибольшую динамику за 9 месяцев 2023 года показали: Волгоград, Челябинск, Воронеж, Ростов-на-Дону, Красноярск.

Сергей Пилатов, член Комитета ТПП РФ, председатель правления СРО «Ассоциация маркетинговой индустрии «РЕКЛАМНЫЙ СОВЕТ»», член Общественного совета ФАС России, поделился практическим опытом развития рекламной отрасли Санкт-Петербурга. Были затронуты проблемы, связанные с размещением вывесок и наружной рекламы: как пример, размещение вывески на жилом здании, требующее согласования с жильцами дома. Данную проблему, кстати, отметили все участники заседания.

Сергей Стешов, член Комитета ТПП РФ, руководитель Общественного Комитета по рекламе «Рекламный совет Нижегородской Области», выступил с презентацией «Возможности общественных объединений в сфере рекламы при отстаивании интересов бизнеса». Он рассказ о том, что Рекламный Совет Нижегородской области был создан в 1999 году на базе ТПП Нижегородской области в статусе Общественного комитета по рекламе. Данное объединение проводит большую работу по развитию и отстаиванию интересов рекламной отрасли, например, в сентябре 2023 года в Нижнем Новгороде прошел уже 23-й Рекламный Форум. В завершение своего выступления Сергей Стешов пригласил всех участников заседания на следующий Форум, который состоится в сентябре 2024 года.

В состоявшейся затем дискуссии касательно потенциала развития рекламной отрасли России, существующих проблем и вызовов, активное участие приняли Анна Павлюченко, Ассоциация производителей средств визуальной рекламы и информации «ВизКом»; Максим Шилов, Комитет Коломенской ТПП по предпринимательству в сфере рекламы; Сергей Леонов, Комитет МТПП по рекламе; Сергей Магнитский, Комитет по рекламе ТПП Ярославской области.

 

Департамент реализации специальных проектов