Роль Антикоррупционной хартии российского бизнеса в системе противодействия коррупции в частном секторе экономики обсудили в ТПП РФ

5 июля состоялось совместное заседание Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики и Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. 

Модераторами заседания выступили Анатолий Выборный, депутат Государственной Думы, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, и Александр Русецкий, председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», директор Научно-учебного центра противодействия коррупции РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Открывая заседание, Анатолий Выборный отметил, что в основе антикоррупционной модели поведения бизнес-сообщества должна быть морально-нравственная компонента, а не карательная политика. Вести дела честно, без подкупов и откатов должно быть выгодно и престижно. Он также привел в пример принципы поведения деловых людей, сформулированные в России еще 100 лет назад: честное отношение к своему делу, верность данному слову. «Знаменитые «7 принципов ведения дел» купеческой России, утвержденные в 1912 году, сформировали такую правовую модель поведения деловых людей в Российской империи, что за время ее существования, например, не было ни одного случая контрабанды со стороны купцов 1-й гильдии. В бизнес среде нельзя остаться уважаемым человеком, если нарушаешь Кодекс чести и не дорожишь репутацией и доверием», – подчеркнул Выборный.

В рамках заседания был обсужден целый ряд практических вопросов, связанных с формированием национальной системы противодействия коррупции в частном секторе экономики, а именно:

- текущая ситуация и потенциал развития национальных стандартов построения антикоррупционной системы организации;

- перспективы развития Антикоррупционной хартии российского бизнеса как инструмента общественного подтверждения соответствия;

- методика оценки антикоррупционных мер в целях декларирования и общественного подтверждения реализации в организациях положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Анатолий Выборный также подчеркнул, что коррупция – это угроза национальной безопасности страны в целом, ведь она подрывает доверие граждан к государству. Очевидно, любое лицо, которое обладает дискреционными полномочиями, подвержено соблазну коррупции. Так же очевидно и то, что Россия оздоравливается от этого зла. Коррупция признана угрозой нацбезопасности, российское антикоррупционное законодательство – признано экспертами одним из лучших в мире. В России есть Совет при Президенте России по противодействию коррупции, реализуются Национальная стратегия и Национальный план по противодействию коррупции. Федеральных нормативных актов антикоррупционной направленности принято более 130 во главе с базовым законом «О противодействии коррупции», а также региональные и муниципальные законы.

«Сейчас в стране идет ювелирная настройка антикоррупционного законодательства со смещением акцента в сторону профилактики. Мы получаем эффективную обратную связь от Торгово-промышленной палаты России и иных общественных организаций и совершенствуем соответствующие процедуры и инструменты», – сказал Выборный.

Александр Русецкий отметил, что «экспертное сообщество должно предложить бизнесу – не только крупному, а, скорее, малому и среднему, простые и действенные инструменты и механизмы, позволяющие легко, качественно и эффективно выполнить все требования действующего антикоррупционного законодательства. Антикоррупционная хартия российского бизнеса как раз и является одним из таких инструментов».

Хартия предусматривает внедрение организациями и компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые касаются не только ситуации внутри компаний, но также в отношениях с партнерами по бизнесу и с государством, закупок на основе открытых торгов, финансового контроля, обучения и работе с персоналом, содействия правоохранительным органам и т.д.

Стать участником Хартии могут любые организации и компании, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации и поддерживающие ее основные принципы недопущения и противодействия коррупции.

В процессе последующей дискуссии члены Совета – Александр Павлов, Анна Аношина, Михаил Никульшин, Александр Занин, Александр Коробкин, Юрий Трунцевский, Анастасия Лядская – поделились практическим опытом внедрения в свою деятельность комплаенс процедур и выразили готовность представить всем желающим необходимые информационные материалы, стандарты и другие методические материалы, которые могут помочь бизнесу построить собственные системы антикоррупционного комплаенса.

Анна Аношина в своем выступлении особое внимание уделила вопросу формирования собственной суверенной системы правоотношений и выстраиванию международных отношений уже на базе этой системы.

Кроме того, участники заседания согласились с тем, что в стране необходимо создать Национальный Стандарт построения антикоррупционной системы организации как базы для деятельности бизнеса. При этом, Никита Тугучев, заместитель директора Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда России, подчеркнул, что «инициатива по разработке подобного стандарта должна исходить от бизнеса, и как раз это и может сделать ТПП России – ведь мы видим практический эффект и результаты от взаимодействия с Палатой по многим вопросам в сфере противодействия коррупции». Также он указал на то, что Хартия является хорошим «мягким» инструментом вовлечения бизнеса в сферу антикоррупционного комплаенса и обладает серьезным потенциалом дальнейшего развития, однако ее деятельность необходимо активизировать.

Участники заседания отметили необходимость цифровизации комплаенса, которая могла бы стимулировать МСП на внедрение соответствующих процедур, которые нужны именно их бизнесу.

Особо был отмечен практический опыт Ассоциации устойчивого развития промышленности по внедрению собственных стандартов антикоррупционного комплаенса, которые являются обязательными для применения членами организации; в ближайших планах – разработка системы, позволяющей внедрять эти стандарты по всем экономическим цепочкам, в которые вовлечены члены Ассоциации.

Подводя итоги совместного заседания, Александр Русецкий отметил, что борьба с коррупцией требует усилий и действий не только со стороны государства, но и со стороны самого предпринимательского сообщества, и что для достижения практических результатов необходимо полностью использовать потенциал и возможности всех существующих инструментов и механизмов – таких, как, например, Антикоррупционная хартия российского бизнеса, постоянно их далее развивая и совершенствуя.

 

Департамент реализации специальных проектов, А.Ермошин