Антикоррупционная экспертиза как инструмент повышения качества законопроектов

8 декабря в ТПП России состоялось совместное заседание Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики и Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса. Ключевой темой заседания стали вопросы, связанные с повышением эффективности использования бизнесом и общественными объединениями предпринимателей механизма антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов с целью минимизации коррупциогенных факторов.

Модератором мероприятия выступила Елена Дыбова, вице-президент ТПП России. Открывая заседание, она подчеркнула, что количество проектов различных нормативно-правовых актов, которые ежемесячно рассматривает палата в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, постоянно растет – при этом, порядка 80% документов получают отрицательное заключение по причине низкого качества их подготовки со стороны разработчиков.

Елена Дыбова отметила, что любой изъян в законодательстве может привести к появлению возможностей для коррупции – поэтому ведется активная работа в сфере антикоррупционной экспертизы, которая ежегодно выявляет в документах массу коррупциогенных факторов. Так, например, в прошлом году, по данным Минюста России, его органами было рассмотрено 180 тысяч актов органов власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, выявлено более одной тысячи коррупциогенных факторов.

В текущем году в органы Минюста России поступило уже 60 тысяч документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, в 438 актах выявлено 715 коррупциогенных факторов. Наиболее распространенными факторами являются нормативные коллизии.

Далее Александр Русецкий, председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, в своем выступлении остановился на практической важности той работы, которую ведут независимые эксперты, подчеркнув, что независимая антикоррупционная экспертиза - один из основных этапов разработки проекта нормативного правового акта, который проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России. В настоящее время, по данным министерства, в качестве независимых экспертов аккредитовано около 858 физических и 122 юридических лиц – «среди них есть и члены Совета», отметил он.

Затем Петр Чекмарев, председатель Комитета ТПП России по развитию агропромышленного комплекса, привлек внимание участников заседания к тому факту, что «фермеры, занятые своей основной деятельностью, просто не имеют достаточной квалификации, чтобы рассматривать проекты нормативно-правовых документов, написанные сложным юридическим языком, да и времени на то, чтобы справиться с этим потоком документов, у них тоже нет. Поэтому здесь очень нужна помощь со стороны независимых экспертов, которые бы могли работать в тандеме с профильными объединениями предпринимателей с/х сферы».

В ходе последующей дискуссии выступившие члены двух общественных формирований ТПП России – Анна Аношина, Александр Коробкин, Анастасия Лядская, Рамис Гибатдинов, Константин Юров, Владимир Манаенков, Людмила Орлова, а также Наталья Сидоренко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры ХМАО – Югра, обсудили текущее положение дел в сфере антикоррупционной экспертизы, проанализировали ее «болевые точки» на конкретных примерах и сформулировали пути и способы повышения ее эффективности как ключевого инструмента минимизации коррупциогенных факторов в законодательстве. При этом Наталья Сидоренко отметила уже имеющийся в регионе положительный опыт практического взаимодействия с независимыми экспертами, благодаря которому были внесены изменения в ряд проектов нормативно-правовых актов с учетом мнения бизнеса.

Подводя итоги заседания, Елена Дыбова отметила необходимость более тесного взаимодействия членов Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики и Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, поскольку именно антикоррупционная экспертиза может стать тем самым инструментом, которая позволит повысить качество нормативно-правовой документации, регулирующей сферу с/х деятельности.

 

Департамент реализации специальных проектов, А.Ермошин