Проблемы и перспективы развития института уполномоченных экономических операторов

Состоялось очередное заседание Совета по таможенной политике под председательством Георгия Петрова, основным вопросом повестки дня которого стало обсуждение проблем и перспектив развития института уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО). В дискуссии по данному вопросу приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, ФТС России, эксперты Совета.

Директор Департамента таможенного законодательства  и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергей Владимиров в своем выступлении остановился на текущей ситуации с функционированием института УЭО в государствах-членах Евразийского экономического союза. Он, в частности, отметил, что все правовые условия для внедрения данного инструмента упрощения таможенного контроля в странах Союза созданы, но, к сожалению, он не получил широкое распространение на территории Союза.  Всего в странах ЕАЭС в качестве УЭО зарегистрировано  около 500 компаний: в Беларуси – 293, в России  - порядка 170 компаний, в Казахстане  - 16, в Киргизии  - 2, в Армении  - ни одной.

По мнению представителя ЕЭК, есть ряд факторов, негативно влияющих на темпы развития программы УЭО в Союзе. Основным из них можно назвать непонимание участниками ВЭД преимуществ получения статуса УЭО в виду недостаточной разъяснительной работы. Также влияние оказывает и сложившаяся негативная практика в этой сфере, различное толкование условий получения статуса и их сложность, ограничение применения преимуществ, которыми должны пользоваться УЭО, и другие факторы. Также Сергей Владимиров отметил, что Комиссией в целях развития института УЭО были подготовлены перспективные направления работы в рамках ЕАЭС. Среди них обеспечение единообразной правоприменительной практики в странах ЕАЭС, развитие взаимодействия таможенных органов с УЭО в части проведения консультаций и обсуждения проблемных вопросов, применение всех упрощений, в т.ч. выделение отдельных полос для УЭО в пунктах пропуска. Также важным направлением работы является совершенствование правового регулирования деятельности УЭО. По инициативе российского бизнеса ЕЭК  были подготовлены изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) в части расширения преимуществ для УЭО. Но данные предложения пока не нашли поддержки со стороны государственных органов и будут рассматриваться в рамках подготовки второго пакета изменений в ТК ЕАЭС. Завершая свое выступление, представитель ЕЭК призвал российский бизнес активно включиться в работу по совершенствованию условий для деятельности УЭО и направлять соответствующие предложения в Комиссию.

Вильгельмина Шавшина, эксперт Совета, партнер EY, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле в СНГ, доцент СПбГУ, к.ю.н. отметила основные проблемы, связанные с развитием института УЭО в России. Это, к примеру, длительный срок получения статуса УЭО, слишком высокая сумма обеспечения исполнения обязательств (1 млн евро), необходимость предоставления доступа таможенных органов к учетной системе компании, которое требует изменение внутренних процессов компании и внедрение дорогостоящих решений. Кроме того, на практике наблюдается ограничение применений некоторых упрощений, предусмотренных нормами таможенного законодательства. Все эти факторы, по мнению эксперта Совета, препятствуют распространению данного института.

Директор Группы цифровых технологий и трансформации бизнеса Б1 Вера Волкова  рассказала о существующих решениях по упрощению доступа таможенных органов к системам учета компаний.

Александр Ступников, начальник отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, проинформировал о приоритетах работы, проводимой ФТС по расширению использования статуса УЭО. В частности, представитель ФТС России отметил, что особое внимание  в этой работе уделяется проведению переговоров с зарубежными странами по подписанию соглашений о взаимном признании статуса УЭО. Такое соглашение было подписано с Китайской Народной Республикой и оно доказало свою эффективность. В настоящее время ведутся переговоры с Ираном, Индией, Турцией, Узбекистаном.

Также в ходе заседания были рассмотрены предложения бизнеса по внесению изменений в статью 194 Уголовного кодекса РФ. К примеру, было предложено увеличить сумму крупного размера уклонения от уплаты таможенных платежей до 4 млн руб. (в действующей редакции – 2 млн руб.), а особо крупного – до 20 млн рублей (6 млн руб.). Но данные предложения не были поддержаны государственными органами. Участники заседания предложили дополнительно рассмотреть вопрос о внесении изменений и в ряд других статей УК РФ, к примеру, 226.1, по которой только за один год было возбуждено таможенными органами более 700 дел. По итогам обсуждения была достигнута договоренность о создании рабочей группы из заинтересованных экспертов для дальнейшей проработки предложений по внесению изменений в УК РФ.

Большое внимание было уделено обсуждению вопроса о проблемах в сфере требований технического регулирования при параллельном импорте.  Выступая с информацией по данному вопросу эксперт Совета, руководитель направления технического регулирования (сертификации) компании АСТЕМА Групп Марина Лякишева отметила, что поставки товаров без разрешения правообладателей требуют очень сложной логистики, с использованием ресурсов и посредничества дружественных и нейтральных стран. Однако компании из стран - посредников не могут представить документы, которые необходимы для ввоза и легального оборота товаров на таможенной территории России и которые требуют таможенные органы. В этой связи, по мнению эксперта, необходимо внести изменения в действующее законодательство, регулирующее ввоз товаров по параллельному импорту.

По итогам состоявшегося заседания Советом будут подготовлены соответствующие предложения для направления в профильные государственные структуры.

 

Ответственный секретарь Совета М.Митичева

Видео