Проблемы, особенности и перспективы продвижения услуг на экспорт
08.06.2021

8 июня 2021 г. председатель Совета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности Андрей Спартак провел заседание Совета на тему «Проблемы, особенности  и перспективы  продвижения услуг на экспорт»  в очно-заочном формате.

Мероприятие было проведено в целях выявления системных проблем и отраслевых барьеров, а также запросов бизнеса по мерам поддержки экспорта услуг.

В заседании приняли участие представители Минэкономразвития России, Российского экспортного центра, Всероссийской академии внешней торговли, РАНХиГС при Президенте РФ, деловых кругов и эксперты Совета. В режиме онлайн приняли участие порядка 50 представителей региональных палат и бизнес-структур.

Открывая заседание, Андрей Спартак отметил, что по итогам 2020 года общий объем экспорта услуг снизился почти на четверть по сравнению с предыдущим годом. В целом на услуги приходится только 12%  от общего объема экспорта товаров и услуг, и это в два раза ниже, чем в среднем в мире. Перспектива за развитием цифровых услуг.  В наибольшей степени экспорт сократился  по статье «поездки» и транспортные услуги в части пассажирских авиаперевозок.

Заместитель директора Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации Сергей Пискунов рассказал о проблемах, особенностях и перспективах продвижения услуг на экспорт, а также  инструментах государственной поддержки. В своем выступлении он отметил, что, несмотря на кризис 2020 года, по многим услугам наблюдался существенный рост. Это и железнодорожные и автомобильные грузовые перевозки, экспорт в сфере IT услуг, плата за пользование интеллектуальной собственностью и ряд других.

Говоря об инструментах поддержки экспорта услуг, С.Пискунов выделил такие инструменты как План мероприятий по  реализации Стратегии развития экспорта услуг, программы государственной поддержки экспортеров контента и услуг, в частности, программа по адаптации на внешних рынках IT-программ и кино/анимационной продукции, программа «Рибейт» и др., а также методологическая поддержка экспортеров. Говоря о таком инструменте, как межправительственные комиссии, представитель Минэкономразвития России отметил, что в рамках поддержки экспорта услуг этот инструмент пока используется слабо. Также С.Пискунов проинформировал участников мероприятия о ходе реализации Стратегии развития экспорта услуг и работе по ее актуализации.

Евгения Данильченко, руководитель проекта по поддержке экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра, подробно рассказала об опыте и проблемах продвижения на внешние рынки российской видеопродукции  креативных индустрий.

Руководитель клуба "Россия-ОЭСР ВАВТ" Института международной экономики и финансов Александра Коваль посвятила свое выступление предложениям по актуализации Стратегии развития экспорта услуг на период до 2025 года в условиях меняющейся мировой экономики. В своем выступлении она  в частности отметила, что многие меры, предусмотренные Стратегией, так и не были реализованы. И есть основания пересмотреть эти меры на предмет их востребованности.  Также очень важно дополнить Стратегию таким перспективным направлением, как  услуги в цифровой форме.  Эту же тему продолжил Иван Ермохин, заместитель руководителя Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ.

Затем участники заседания обсудили имеющиеся проблемы  в сфере экспорта медицинских услуг и развития медицинского туризма,   экспорта в сфере  IT и высоких технологий и предложения по их решению.

Видео-запись мероприятия доступна по ссылке: https://youtu.be/Nl5wNoq5OJ0.

Презентации размещены в разделе «материалы» на сайте Совета: https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/komved/#zasedaniya.

Департамент внешних связей