Ситуация в выставочной отрасли РФ на базе аудита выставок, проведенного в 2018-2023 гг.

Член Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор ГК «РусКом Ай-Ти Системс» Андрей  Жуковский:

 

- Аудит выставочной статистики - процедура, в ходе которой аудитор проверяет и подтверждает статистические параметры мероприятия:

      • выставочную площадь: открытую/закрытую, отечественную/иностранную:
      • количество экспонентов: национальных/иностранных;
      • количество посетителей и посещений: национальных/иностранных, количество посетителей-специалистов;
      • перечень стран-участниц.

По результатам проверки компания-аудитор выдает организатору выставочного мероприятия Свидетельство о прохождении выставочного аудита, а мероприятию присваивается Знак добровольной аудиторской проверки.

На основании Свидетельства аудиторской проверки мероприятию может быть присвоен Знак Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), подтверждающий высокое качество его проведения. Выставка, прошедшая аудит, автоматически включается в Общероссийский рейтинг выставок. Экспоненты получают дополнительные гарантии в получении государственных субсидий на компенсацию части затрат по участию в выставочном мероприятии.

По результатам аудита 22 мероприятий, прошедших в Москве и Санкт-Петербурге в текущем году, ситуация в выставочной отрасли стабилизировалась. По крайней мере, это мы можем наблюдать в двух выставочных столицах России.

В анализе (презентация в приложении) учтены данные флагманских выставок семи организаторов: Экспоцентр, ЭФ-Интернэшнл, Евроэкспо, Металл-Экспо, Грин-Экспо, ДМ РУС, Экспохлеб (MVC), в четырнадцати отраслях: Металлургия, Пищевая промышленность, Мебель для дома и офиса, Нефть и газ, Стеклопродукция, Химия, Строительство, Товары для детей, Цветоводство, Сельское хозяйство, Транспорт, доставка грузов, склад, Информация и связь, Реклама, дизайн, Энергетика.

Площадь нетто этих выставок составляет 10% застраиваемой в России выставочной площади – 2 млн кв.м. (по данным РСВЯ). Мы достигли цифр допандемийного периода (2018-2019 гг.) по следующим показателям: площадь нетто, количество экспонентов и посетителей.

Обратим внимание на некоторые детали. Площадь среднего стенда в 2023 году, как и в 2018-2019, составляет 24 кв.м. Количество привлеченных посетителей - 1.4 чел. на 1 кв.м. площади нетто. В Германии, например, этот показатель равен 1,5. Здесь мы можем сказать, что находимся на достойном уровне.

Однако, в соответствии с данными статистики, которые российские организаторы выставок сдают на добровольной основе, этот показатель равен 4,3 чел. на 1 кв.м. площади нетто. Это говорит о завышении показателей по количеству посетителей, что, конечно же, ведет к непрозрачности выставочного рынка и недобросовестной конкуренции. Аудит выставочной статистики как инструмент проверки надежности статистических данных выставок по-прежнему является нужным и важным для всех участников рынка: организаторов, экспонентов и посетителей, органов государственной власти.

За прошедшие 5 лет, включая кризисные, мы вышли на прежние показатели, уровня 2018-2019 гг., по количеству экспонентов, как отечественных, так и иностранных. При этом порядка 77% иностранных экспонентов в 2023 году составили компании из КНР, практически удвоив долю своего участия в анализируемых выставках по сравнению с 2018-2019 гг. Доля участия российских компаний остается на прежнем уровне.

В соответствии с недавно утвержденной Правительством РФ Стратегией развития конгрессно-выставочной отрасли в РФ, перед выставочной отраслью к 2030 году стоит задача, как минимум, удвоить количество российских компаний, участвующих в наших выставках. Эту амбициозную задачу нам нужно решать в предстоящие годы.

Одним из способов увеличения охвата экспонентов и посетителей могут стать гибридные мероприятия – мероприятия, которые проводятся в офлайн- и онлайн-формате или гибридном формате. В соответствии с российскими и международными правилами с 2021 года Сертификат о проведенном аудите кроме данных традиционного офлайн-аудита включает:

  • число экспонентов, представленных онлайн – в интерактивном пространстве (отечественных и иностранных);
  • число посетителей и посещений (отечественных и иностранных) онлайн – в интерактивном пространстве.