Тренды рынка упаковки: в ТПП РФ подвели итоги года для упаковочной индустрии

Прошло совместное итоговое заседание Подкомитета по развитию упаковочной и печатной индустрии Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе и Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) на тему:  "Рынки упаковки из картона и гофрокартона и сырья для их производства. Ожидаемые итоги 2022г. Тенденции и перспективы развития 2023г.».

 Открыл заседание Владимир Чуйков, президент НКПак, председатель совета директоров группы предприятий "Готэк",  который дал общую характеристику ситуации, складывающейся на российском упаковочном рынке. Большинство предприятий упаковочной индустрии, работая в условиях ограничительных мер, сумели адаптироваться к новым вызовам. Налаживаются связи со смежными отраслями, открываются новые пути поставок необходимого сырья и запасных частей для оборудования.  

Директор по стратегическому маркетингу ГП "Готэк", председатель Экспертного совета НКПак Юрий Алпеев в своем выступлении сделал обоснованные оценки и назвал тренды рынка упаковки. Среди них: рост спроса на продовольственные товары, который компенсировал его падение в отношении товаров непродовольственных, что сбалансировало рынок упаковки. Потребление упаковки осталось в плюсе и демонстрирует рост. Этому также способствуют увеличение онлайн торговли, замещение товарных продуктов и рост сегмента российских собственных торговых марок (СТМ), которые вызвали расширение спроса на разнообразную упаковку. Ситуация на рынке требует от производителей упаковки более быстрой реакции в части проектирования новых упаковочных решений - современных, оптимизированных, экологичных и помогающих усилить маркетинговую и сервисную функцию продавца. В то же время в 2023 году экспертами ожидается положительная динамика рынка упаковки даже в условиях ограниченной динамики роста ключевых обрабатывающих отраслей промышленности и сберегательной модели потребления населения.

 Член Совета ТПП РФ, председатель Подкомитета по развитию целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности Юрий Лахтиков рассказал о внутриотраслевых проблемах ЛПК и ЦБП, связанных с введением системы ЛесЕГАИС и отметил, что ситуация 2022 года развернула предприятия ЦБП на внутренний рынок – весь объем, который может быть потреблен в России, будет продан в стране. Производители упаковочных материалов сосредоточены на разработке и выпуске новой востребованной продукции, увеличении объемов и стабилизации качества.

 Михаил Сенаторов, первый вице-президент группы компаний "Дубль В", ознакомил присутствующих с ситуацией в снабжении материалами для производства печатной упаковки и этикетки и привел сравнительные данные. Он дал высокую оценку бизнесу, который ценой собственных ресурсов достойно справился с измененными в условиях санкций задачами: в течение 2022 года были оперативно перестроены финансово-хозяйственные связи и замещены импортные поставки на склады всех основных востребованных позиций. Были освещены реализованные Подкомитетом конкретные мероприятия для поддержки производства упаковки и этикетки в условиях санкций, сформулированы направления консолидации отрасли с учетом новых вызовов. Общая стратегическая цель для отрасли, по словам Сенаторова, – это локализация и развитие производства упаковки и этикетки на территории Российской Федерации.

 Валерия Гулимова, директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс", созданной экологическим оператором ППК РЭО, сообщила о возможностях реализации расширенной ответственности производителями упаковки (РОП) в свете принятого решения о переносе на них ответственности за ее утилизацию. Также, в 2022 приняты и введены изменения в нормативной-правовой базе, регулирующей обращение с отходами (вторичными ресурсами и вторичным сырьем) и расходование средств экологического сбора – теперь эти средства будут "окрашенными" и целевыми.

 

Ответственный секретарь Комитета по предпринимательству

в лесопромышленном комплексе К.Самсонов