Эксперты видят перспективы сотрудничества РФ и стран БРИКС в развитии рынков газомоторного топлива

Страны БРИКС активно предлагают России технологическое сотрудничество и регулярный обмен опытом в сфере перевода транспорта на газомоторное топливо. Значительную поддержку в этой работе оказывает Деловой совет Россия – БРИКС, российскую часть которого возглавляет Президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Сергей Катырин.

С октября 2022 года в рамках Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК активно заработал подкомитет по газомоторному топливу. «Его задача – привлечение бизнес-сообщества к развитию рынка газомоторного топлива, создание условий для роста инвестиций в отрасль, развитие топливно-энергетических и научно-технических связей деловых кругов Российской Федерации и зарубежных стран», - уточнил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, и добавил, что подкомитет успешно выполняет эти задачи.

Главная цель сотрудничества со странам БРИКС – изучение технологий и локализация автопроизводства для удовлетворения спроса на метановую технику в России, говорит Дмитрий Курочкин.

Страны БРИКС активно предлагают технологическое сотрудничество и регулярный обмен опытом, уточнил он, уделяя особое внимание таким актуальным темам, как электрохимическое хранение энергии, гидроаккумулирование и офшорная ветрогенерация. При этом наибольшие перспективы имеет сотрудничество России с такими странами как КНР, Индия, Иран в сфере перевода транспорта на газомоторное топливо.

Еще одна точка соприкосновения – создание общих газомоторных маршрутов. Такая работа уже ведется на международном транспортном коридоре «Север – Юг», который в перспективе объединит Россию, Азербайджан и Иран. Дмитрий Курочкин также поделился данными по опыту эксплуатации транспортных средств на альтернативных видах топлива.

Напомним, что природный газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах мира. Общемировое количество транспортных средств на природном газе с 2000 года по 2022 год выросло более чем в 20 раз. К концу 2022 года, согласно экспертной оценке, количество автомобилей в мире, работающих на природном газе, составило более 30 миллионов единиц, что составляет 2,4% мирового автопарка.

Объем рынка автозаправочных станций на природном газе до 2024 года может вырасти на 8,07 тысяч единиц. Большая часть транспортных средств на газомоторном топливе приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона—21,4 млн единиц и Латинской Америки—5,5 млн единиц.

Мировыми лидерами по использованию газомоторного транспорта, из числа стран БРИКС+, являются Китай, Иран и Индия. В этих странах газовое топливо стало реальной альтернативой бензину и дизельному топливу за счет активного государственного стимулирования и экономической выгоды для потребителя.

Мировым лидером по числу автомобилей на природном газе также является КНР, где свыше 6,7 млн автомобилей, работающих на метане, большая часть из них — грузовики.

Исламская Республика Иран располагает вторым по величине в мире парком автомобилей, работающих на природном газе, - 4,5 миллионов единиц, что составляет почти 32% от общего количества транспортных средств в стране.

В Индии свыше 3,5 миллионов автомобилей используют газомоторное топливо. При этом доля транспорта, работающего на природном газе, в общем автомобильном парке составляет менее 2%. Общая численность заправочных станций компримированного природного газа в Индии достигла 1,4 тысяч.

В Бразилии в данный момент только 4% транспортных средств используют в качестве моторного топлива КПГ.

На африканском газомоторном рынке безальтернативно лидирует Египет, который обладает почти 98% общего африканского автопарка и имеет самое большое количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

В России рынок газомоторного топлива развивается в рамках реализации Федерального проекта «Чистая энергетика» государственной программы «Развитие энергетики». За последние десять лет государство неоднократно обращалось к теме развития инфраструктуры газомоторного топлива. Многочисленные программы обеспечили существенную финансовую поддержку внедрения газомоторного топлива в экономическую жизнь страны.

Так с 2019 по 2022 год почти 2 млрд рублей было направлено на поддержку переоборудования транспорта на газ, что позволило подготовить более 35 тысяч автомобилей. Общий размер субсидий на поддержку автопроизводителей с 2014 по 2022 год составил 32 млрд рублей, с привлечением которых выпущено почти 35 тысяч транспортных средств на метане. За последние три года около 1400 экологичных автобусов закуплены для регионов по Федеральным проектам «Развитие общественного транспорта» и «Чистый воздух».

Наряду с государственными субсидиями основным инструментом увеличения количества транспорта на природном газе стали стимулирующие программы «Газпром газомоторное топливо». За последние 8 лет с участием компании в партнерских пунктах переоборудовано около 60 тысяч автомобилей.

«Несмотря на принимаемые меры, низкая загрузка станций остается одной из самых актуальных задач на рынке газомоторного топлива. Сегодня в среднем сеть автомобильных газонаполнительных станций в России загружена на 34%. Уже сейчас действующие АГНКС способны заправлять до полумиллиона автомобилей, тогда как в российском автопарке их насчитывается всего 285 тысяч, т.е. всего 0,4% от общего автопарка в стране», - резюмировал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.

Источник: kapital-rus.ru