В ТПП РФ обсудили вопрос целесообразности продления действия увеличенной стоимостной нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования   

4 марта состоялось совместное заседание Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, основным вопросом которого было обсуждение вопроса целесообразности продления действия увеличенной до 1 тысячи евро стоимостной нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.

Открыл и вел мероприятие председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, президент-генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации Александр Борисов.

В своем выступлении он отметил, что в 2017 году доля трансграничной интернет-торговли составляла 36% от всей интернет торговли в Российской Федерации. При этом порог беспошлинной торговли составлял 1000 евро, к 2019 году он был снижен с  до 500 евро, а с 1 января 2020 года до 200 евро.

Снижение порога постепенно привело к снижению доли трансграничной торговли до 3% от всей интернет-торговли в РФ.

В 2022 году, вследствие экономических санкций недружественных государств в банковской, таможенной и визовой сферах, в целях противодействия антироссийским санкциям и недопущения дефицита товаров на потребительском рынке, в том числе после ухода с российского потребрынка ряда иностранных компаний, была временно увеличена норма беспошлинного ввоза товаров с 200 до 1000 евро.

Данное повышение порога беспошлинного ввоза имело выраженный эффект сдерживания цен за счет роста предложения товаров, в том числе и из недружественных стран, ввезенных через дружественные. Благодаря налаживанию новых цепочек поставок, легализации параллельного импорта и другим мерам, предпринимаемым государством, отечественный рынок в достаточной мере насыщен товарами, в частности бытовой техникой и электроникой, также трансграничная интернет-торговля позволила представить на российском рынке наряду с традиционными товарами и большой ряд ранее отсутствующих на нем товаров, без необходимости ввозить крупные партии.

Позицию относительно стоимостной нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования высказали также представители Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка: президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук, вице-президент компании «М.Видео-Эльдорадо» Тагир Калимуллин, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. По их словам, увеличенная норма беспошлинного ввоза в условиях введенных санкций выполнила задачу недопущения дефицита товаров, необходимости в ней сегодня нет и нужно вернуться к действовавшей ранее норме ввоза 200 евро.

По мнению участников потребительского рынка сферы торговли электроники и бытовой техники, а также сферы отечественного производства и ранка детских товаров, трансграничная торговля уже не является стратегически важным инструментом в борьбе с дефицитом товаров.

Кроме того в условиях решения задачи импортозамещения, стимулирование импорта продукции ведет к технологической зависимости России от зарубежных стран, а российские производители, несущие затраты на подтверждение соответствия товаров обязательным требованиями, сервисное и постпродажное обслуживание находятся в неравных условиях с поставщиками товаров в рамках трансграничной торговли. Поставленные таким образом товары не проходят необходимых испытаний и не сертифицируются, а значит, могут представлять определенную опасность для потребителей.

Позицию Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ) высказал его председатель Петр Шелищ. В своем выступлении он отметил, что СПРФ неоднократно обращался в Правительство Российской Федерации с просьбой о бессрочном сохранении порога в размере 1000 евро, мотивируя ее интересами десятков миллионов потребителей в сохранении доступности для них зарубежных товаров, не имеющих конкурентоспособных аналогов на внутреннем рынке, и позитивным влиянием конкуренции с ними на цены и качество аналогичных товаров, присутствующих на нем.

По его словам, все решения Правительства РФ и Совета ЕЭК о продлении указанного порога принимались как временные антикризисные меры. В настоящее время, по оценке Минфина России и Минэкономразвития России, на российском рынке не наблюдается кризиса, а значит, и нет оснований для сохранения беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в качестве антикризисной меры.

Между тем, полагает Петр Шелищ, вследствие экономических санкций недружественных государств в банковской, таможенной и визовой сферах наши граждане практически лишились возможностей самостоятельно приобретать нужные им товары в зарубежных интернет-магазинах и при зарубежных поездках. В такой ситуации беспошлинный ввоз таких товаров фактически стал мерой противодействия нашего государства негативному влиянию санкций на благополучие российских граждан. В этом качестве его значение в обозримой перспективе, к сожалению, сохранится.

Позицию Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции озвучил его председатель Алексей Федоров.

По его мнению, повышение беспошлинного порога в 2022 году не оказало никакого влияния на рынок. Согласно сведениям Росстата оборот розничной торговли в 2023 году равен 47404,9 млрд. рублей, а доля трансграничной торговли в нем составила всего 0,39 %.

Согласно проведенному моделированию финансово-экономических последствий, повышение нормы беспошлинного ввоза имело выраженный эффект сдерживания цен (за счет роста предложения товаров). Данный эффект сохраняется: средняя цена по большинству категорий товаров остается достаточно стабильной.

Приобретаемые для личных нужд товары из-за рубежа стоят на 20-35% дешевле, чем аналогичные товары, ввозимые импортерами централизованно. Повышение нормы беспошлинного ввоза сохраняет эффект  противодействия «санкционному» давлению: 54% ввозимых товаров относятся к категории «Электроника», 18% – «Одежда» (прежде всего, «ушедших» из России брендов), 20% – «Дом» (прежде всего, инструменты) – несмотря на прямой или скрытый отказ зарубежных производителей от импорта своих товаров в Россию, граждане могут всегда заказать такой товар для личных нужд. Учитывая, что такие товары не производятся на территории России, данный канал продаж приобретает стратегическую важность.

Кроме того, трансграничная торговля является естественным маркетинговым окном, для поставщиков из дружественных стран, таких как Индия, Китай, Вьетнам, Турция и других. Трансграничная торговля позволяет опробовать коммерческие гипотезы, представить на российском рынке огромный ряд ранее отсутствующих на нем товаров, без необходимости ввозить большие партии. 

В своих выступлениях представители Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Максим Рожнев и Алексей Минаев  акцентировали внимание на том, что снижение порога беспошлинного ввоза с 1000 до 200 евро приведет к снижению количества заказов россиян, за которым последует сокращение штата сотрудников (в том числе логистических и таможенных операторов), и, соответственно, снижение налоговых отчислений в бюджет, что подтверждают крупнейшие игроки рынка электронной коммерции: Яндекс, Озон, AliExpress, Wildberries и СДЭК.Шоппинг.

Исходя из вышеизложенного, члены Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, с целью сохранения и развития формата трансграничной торговли, считают целесообразным продлить до 1 января 2025 года действие нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками или пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в размере 1000 евро, а в дальнейшем сделать данную норму равной 500 евро.

По итогам острой дискуссии, стороны не смогли прийти к компромиссу и выработать единую позицию Палаты по обсуждаемой теме.

Работа в данном направлении будет продолжена.

 

Совет ТПП РФ по развитию электронной коммерции