Эксперты электронной торговли проанализировали практику применения перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену

8 февраля 2024 года Совет ТПП РФ по развитию электронной коммерции провел в онлайн формате заседание по вопросу практики применения перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, при дистанционном способе продажи товаров. Заседание прошло  с участием представителей Роспотребнадзора, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Государственной Думы Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Алексей Федоров, отметив важность обсуждаемых вопросов в текущих реалиях. «Сегодня цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом остаются определенные регуляторные пробелы, которые не в полной мере учитывают специфику дистанционных продаж. Кроме того, было отмечено, что нынешние правила возврата товаров приводят к росту потребительского экстремизма».

Депутат Государственной думы Российской Федерации Станислав Наумов подчеркнул, что в офлайн торговле действует перечень «невозвратных» товаров, поэтому сам запрет возврата ряда категорий не ущемляет права покупателей. При этом важно, что многие товары косметики, вещей в результате действий недобросовестных покупателей поступают в оборот под видом «неиспользованных». Одним из способов решения указанных проблем, может стать возможность продавцам указывать в карточках товаров маркировку «Товар обмену и возврату не подлежит».

Начальник управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков отметил, что маркетплейсы берут на себя повышенные обязательства в отношении товаров, которые они продают. Однако ранее, Роспотребнадзор уже обращал внимание граждан на последовательность действий при возврате товара: есть общие системные положения гражданского законодательства об обязательствах. Одно и тоже лицо может выступать в качестве должника и кредитора.

Вместе с тем, подметил Олег Прусаков: «Мне странно слышать, что продавец получает некачественный товар обратно, это абсолютно непонятная ситуация. Сначала должен возвращаться товар, потом деньги. И при таком алгоритме никакого потребительского экстремизма нет».

Ведущий юрист сервиса «ЯндрексМаркет» Марина Бондаренко в ходе своего выступления акцентировала внимание участников заседания на категории товаров, которые чаще всего покупатель беспрепятственного возвращает в ненадлежащем качестве, а также рассказала о проблематике мошенничества с возвратом товаров на ПВЗ.

Заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования внутренней торговли Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Артем Костылев в рамках своего выступления представил решения и вспомогательные механизмы касательно ограничения возврата покупателем определенных товаров онлайн.

Подводя итоги мероприятия, Алексей Федоров выразил благодарность всем участникам заседания за активную работу, в том числе и за поднятые во время дискуссии проблемы, с которыми столкнулось российское бизнес-сообщество, а также за предложенные варианты их решения.

В заседании приняли участие более 120 участников, среди которых представители органов государственной власти, бизнеса и экспертного сообщества.

 

Департамент цифровых технологий