Деловой Петербург. Скорость и умные решения: что помогает удерживать лидерство в логистике
 
 

С уходом иностранных компаний из России и ростом активности отечественных производителей, существенно выросла нагрузка на внутренний логистический рынок. Одновременно стали заметны его слабые и сильные стороны, а также выявился ряд игроков, которые смогли не просто противостоять вызовам, но и окрепнуть за последние годы благодаря правильно выбранной стратегии развития.

 
Согласно информации "СПАРК-Интерфакс", число зарегистрированных компаний России, занимающихся автомобильными перевозками, насчитывает почти 45 тыс. Из них количество крупных и средних не превышает 600, а подтвердить свой высокий уровень оказания услуг и вовсе могут лишь единицы. К таким выводам пришли аналитики "РБК" в ходе исследования "Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023". В нём учитывались такие факторы, как скорость доставки, уровень цифровизации, выручка, количество машин в парке и площадь складов.
 

Проверку прошли

В результате по финансовым показателям абсолютным лидером стала ГК "Деловые Линии", выручка которой по итогам 2022 года выросла на 28,7% до 75 млрд рублей. Компания обогнала ГК "Монополия" (40,5 млрд рублей) и грузоперевозчика ITECO (33 млрд рублей).
Иначе распределились позиции в рейтинге логистических операторов, предоставляющих услуги перевозки сборных грузов (LTL). Правда, лидер остался прежним, а, вот, на вторую и третью позицию здесь вышли ПЭК и DPD соответственно. К слову, последняя организация также оказалась в тройке лидеров по скорости межтерминальной перевозки, уступив "Деловым Линиям" и компании СДЭК. В этом эксперименте участвовало восемь транспортных компаний, с помощью которых было отправлено 20 тестовых посылок из Москвы и Санкт-Петербурга в Астрахань, Владивосток, Екатеринбург и другие города России.
А, вот, по уровню цифровизации среди логистических операторов, оказывающих услуги сборных грузоперевозок, первое место разделили ПЭК и уже упомянутый выше победитель других рейтингов, набрав 91 балл из 100. В данном случае учитывались такие критерии, как оптимизация складских процессов, использование системы управления перевозками, переход на ЭДО и другие характеристики.
 

Дорогу цифре

На сегодняшний день цифровизация, по мнению участников рынка, является необходимым условием развития любой логистической компании. Неслучайно, по словам управляющего директора Национальной транспортной ассоциации и члена Совета по электронной коммерции ТПП РФ Бориса Правилова, более 80% российских LTL операторов уже частично или полностью перешли на цифровую модель управления бизнесом.
"Сейчас, согласно опросам, до 90% руководителей транспортных операторов называют цифровые сервисы лучшим способом сокращения издержек, повышения прозрачности операций, проведения платежей между контрагентами (отправителями грузов, перевозчиками, получателями). Использование инновационных сервисов повышает конкурентоспособность операторов на внутреннем и внешнем рынке, расширяет клиентскую базу, позволяет формировать наиболее оптимальные ценовые предложения, минимизировать риски при проведении финансовых операций и отсеивать недобросовестных контрагентов", — подчеркнул Борис Правилов.
Наглядный пример сокращения издержек — переход на электронный документооборот (ЭДО). Так, по разным подсчётам, отправка "бумаги" может стоить до 100 рублей, тогда как через системы ЭДО — до 10-ти рублей. При этом общее количество производимых за рабочий день счетов-фактур, транспортных накладных и договоров с контрагентами может измеряться тысячами, в зависимости от оборотов компании. Взаимодействие через ЭДО начало набирать обороты в конце 2021-го, когда ФНС утвердила формат электронной транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-наряда. С этого года данный порядок работы я является обязательным.
 

Развитие на перспективу

По мере роста рынка грузоперевозок и усиления конкуренции цифровизация, скорость доставки, гибкость и клиентоориентированность будут иметь всё большее значение как для развития логистических компаний, так и для потребителей их услуг. Особенно ярко это может проявиться в сегменте LTL, который в 2023-м уже продемонстрировал положительную динамику. Например, по словам Дмитрия Хрущалева, заместителя генерального директора по развитию ГК "Деловые Линии", объёмы таких перевозок только за 9 месяцев прошлого года увеличились на 22%. И для этого есть ряд причин.
Во-первых, большое значение имеет бурное развитие электронной коммерции и маркетплейсов. Причём обороты последних продолжают расти. Как ранее писал "ДП", в Ozon было зафиксировано двукратное увеличение в декабре, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а на Wildberries за последнюю неделю 2023 года число заказов увеличилось почти на три четверти. Во-вторых, благодаря активной поддержке государства существенно нарастила свои мощности российская промышленность. В результате стали расширяться ассортимент и рынок сбыта продукции, появилась необходимость обеспечивать сырьём и комплектующими производителей на местах. Всё это в большинстве случаев осуществляется через автомобильные перевозки.
По мнению ряда экспертов, именно эти факторы не просто продолжат оказывать влияние на отрасль в 2024-м году, а станут основными драйверами развития рынка грузоперевозок и сегмента LTL, в частности.
Источник: www.dp.ru