Эксперты профильного Комитета ТПП РФ внесли свои предложения в Стратегию развития ЖКХ-2035

18 сентября 2019 года состоялось расширенное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства по обсуждению основных принципов и подходов к разработке проекта, целей, задач и перспектив реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2035 года.

Вел заседание председатель Комитета Андрей Широков. Заседание прошло с участием директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Светланы Никоновой.

Мероприятие транслировалось в сети интернет.

Открыл обсуждение председатель Комитета Андрей Широков. Он проинформировал присутствующих, что ТПП РФ участвует в проектной группе «Основные принципы формирования и ожидаемые результаты Стратегии ЖКХ, институциональная структура отрасли», сформированной на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ, и имеет собственную позицию в отношении подготовки проекта Раздела I «Общие положения» проекта Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период 2035 года, которая заключается в том, что цели и задачи Стратегии должны быть первичными, на их основе должны базироваться ключевые направления Стратегии. «Все мы знаем, что любой процесс начинается с постановки задачи и дальше развивается в соответствии с поставленной задачей»,- заметил председатель Комитета. «Главным вектором Стратегии должна стать модернизация системы управления в жилищной сфере и условий развития коммунальной отрасли».

Андрей Широков остановился на произошедших за годы реформирования изменениях в сфере ЖКХ и в парадигме Жилищного кодекса Российской Федерации, реализуемого с 2004 года, на многолетних проблемах, которые существуют по сей день и не решаются как в жилищной, так и в коммунальной сферах. «За 30 лет изменилось отношение к собственности, накопилось колоссальное количество «сшибок»: собственник так и не понял, что он собственник, что он должен участвовать в управлении и принимать решения в отношении дома; дом не является объектом недвижимости, нужно определить его стоимость; дом – это единый колхоз, он должен жить по определенным правилам».

«Сегодня годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4 триллиона рублей, из них более 600 миллиардов - налоги! Из нищей системы изымаются миллиарды и назад не возвращаются!».

Андрей Широков кратко остановился на видении подходов к разработке Стратегии ЖКХ-2035. Затронув вопросы реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года, глава Комитета Палаты заметил, что Комитет участвовал в разработке этого документа, многие его предложения были учтены, но не реализованы.

Далее Андрей Широков попросил заместителя председателя Комитета Александра Вербицкого дать краткий анализ выполнения положений Стратегии развития ЖКХ до 2020 года.

Александр Вербицкий заметил, что «Документ объемный. Многие вещи в нем написаны не совсем верно, а другие правильно, но не выполняются» и привел примеры положений, предусмотренных Стратегией ЖКХ 2020, которые остаются на бумаге. Например, привлечение частных инвестиций в коммунальную и жилищную сферы. «Приток частных инвестиций не наблюдается, концессии развиты слабо, имеются примеры фиктивных концессий с малыми вложениями, заключенных чисто для отчета, не рассматриваются другие виды концессий, кроме ГЧП». Объясняется это тем, что у потенциального инвестора нет гарантий, что его вложения могут вернуться, и он на участии в этом соглашении сможет заработать. Другой пример, ничего не сделано для уточнения законодательства в целях повышения ответственности лицензирующих и контролирующих органов, предусмотренного Стратегией 2020. Более того, в отрасли велика роль протекционизма в выборе управляющих и ресурсоснабжающих организаций, остается значительным влияние органов власти в сфере управления многоквартирными домами. Еще одно нереализованное положение – контроль качества услуг и поставляемых ресурсов.

Переходя к проекту Стратегии развития ЖКХ до 2035 года, эксперт отметил, что в первом разделе документа должна быть дана четкая объективная профессиональная оценка текущего состояния экономики и регулирования всех аспектов деятельности в жилищной и коммунальной сфере с выделением очевидных ошибок ранее принятого законодательства. По его мнению, новая Стратегия призвана остановить деградацию жилищной и коммунальной сфер и обеспечить их развитие.

Леонид Чернышов, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, опираясь на Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», подчеркнул, что в ходе стратегического планирования должен учитываться порядок взаимодействия с общественными, научными и иными организациями. «Научная составляющая в ЖКХ несправедливо исключена. Ранее существовавшие научные специализированные организации сферы ЖКХ исчезли, в связи с этим нет прогнозирования, планирования на долгосрочный период». Он поддержал предложение о том, что Стратегия развития ЖКХ должна опираться на оценку, в том числе научную, состояния сферы жилищного и коммунального хозяйства и показатели развития по одному или нескольким вариантам прогноза социально-экономического развития страны. Огромную долю существующих проблем отрасли выступающий связал с отсутствием в стране квалифицированных кадров как на управленческом, так и техническом уровне, и образовательных учреждений для их подготовки. Эксперт подчеркнул, что «жилищно-коммунальное хозяйство подошло к рубежу, когда необходимо формирование принципиально новой структуры организации деятельности этого сектора экономики, ориентированной на современные и перспективные технико-технологические решения, повышение качества кадрового потенциала предприятий, актуальные и понятные для потребителя показатели качества и эффективности их деятельности».

Председатель правления Союза жилищных организаций г.Москвы Константин Крохин поделился впечатлениями от проекта Раздела I проекта Стратегии развития ЖКХ 2035. По его мнению, подобные стратегические документы должны создаваться высококвалифицированными специалистами, чтобы избежать негативных последствий их реализации и для дальнейшего развития отрасли. В своем выступлении Константин Крохин кратко остановился на проблемах, возникших вследствие принятия тех или иных решений, в частности, благодаря введению лицензирования в отрасли исчезла конкуренция, отсутствует инвестиционная привлекательность. ГИС ЖКХ – система, поглотившая значительные бюджетные средства, фактически не работающая и никому не нужная, требующая к тому же дополнительных расходов со стороны управляющих организаций.

По мнению эксперта, ключевые положения Стратегии должны отталкиваться не от интересов чиновников, поставщиков ресурсов, товаров и услуг, а от потребителя, его интересов и потребностей. «В сфере жилищного управления должен быть создан рынок, должны работать малые, микропредприятия и т.п., потребитель будет голосовать рублем, потребитель должен выбирать форму управления, он либо платит за качество предоставленных услуг, либо не платит, тогда появятся качество, энергоэффективность, инвестиции»,- заключил Константин Крохин.

На заседании выступила директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Светлана Никонова, которая подтвердила важность объективной оценки состояния отрасли для формирования концепции Стратегии развития ЖКХ. Она рассказала о планах в этом направлении, среди них в первоочередном порядке создание системы мониторинга, сообщила, что эта работа уже ведется с регионами. Светлана Никонова выразила готовность межведомственной рабочей группы по разработке Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ на период до 2035 года рассмотреть все предложения экспертов ТПП РФ по целевым задачам в дальнейшей модернизации развития жилищного и коммунального хозяйства России.

Свои позиции по подходам, целям и задачам Стратегии развития ЖКХ 2035 высказали члены Комитета: Александр Павленко, президент некоммерческого партнерства Управляющих недвижимостью «Совладение», Татьяна Подберецкая, член экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Александр Мачулин, заместитель председателя Комитета, генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис», Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, Юрий Павленков, генеральный директор некоммерческого партнерства эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг», Ирина Кузнецова, директор по исследованиям в области строительства и ЖКХ НИУ ВШЭ, Сусана Киракосян, советник практики «Судебные споры и банкротство» компании ALTHAUS Group, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, Евгения Петухова, руководитель Домодедовского отделения Ассоциации председателей советов МКД Московской области.

В целом участники обсуждения согласились с предложенными к рассмотрению целями и задачами проекта Стратегии развития жилищного и коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2035 года:

- Формирование объекта управления, где МКД – единый объект недвижимости с определением его балансовой и восстановительной стоимости, с государственной регистрацией.

- Формирование эффективного субъекта управления – единого юридического лица собственника МКД (ассоциация с обязательным членством собственников жилых и нежилых помещений), с балансовым учетом объекта (бухучет) с введение норм амортизационных отчислений.

- Формирование института организаций управляющих недвижимостью (ОУН) в жилищной сфере, введение требований к ОУН (по уставному капиталу, по кадрам, по техническому обеспечению, по страхованию рисков управления МКД, по исключению любых вариантов неплатежей за коммунальные ресурсы, и др.) и др.

Участники договорились в недельный срок направить в адрес Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства замечания, дополнения и изменения к представленным на заседание «Предложениям по целям и задачам Стратегии развития жилищного и коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2035 года».

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере
жилищного и коммунального хозяйства, Г.Силкина