На заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций обсудили планы работы на 2023-2024 годы

20 октября в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, в ходе которого обсудили планы работы комитета и трех подкомитетов на конец 2023 года и наступающий 2024 год.

Модератор заседания, председатель Комитета, генеральный  директор ООО «СТП Медиа» Игорь Потоцкий представил на обсуждение план мероприятий по итогам заседания делового Пресс-клуба ТПП РФ, прошедшего 20 сентября в Сочи в рамках XXVII Форума современной журналистики «Вся Россия-2023». В ходе заседания обсуждались вопросы, касающиеся введенных недавно законов, повлиявших на деятельность российских медиа. В их числе – маркировка рекламы в Интернете, соблюдение законодательства о запрете пропаганды ЛГБТ и педофилии, правила распространения информации, содержащей нецензурную лексику, бранные слова, сцены курения/употребления алкоголя и наркотических веществ, и др. Члены Комитета предложили ряд мер, которые должны выступить в защиту интересов медиа перед регулятором рынка.

Указанные вопросы требуют детальной проработки и анализа. Так, к примеру, запрет на использование бранных слов вызывает озабоченность отрасли не только потому, что трактовка подобных слов имеет широкий спектр и варьируется в зависимости от сюжета и контекста, но и потому, отметил Игорь Потоцкий, что носит крайне субъективный характер и «мы видим, что по одному и тому же поводу выносятся совершенно разные решения».

Декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий привел опыт других стран, где такие вопросы решаются контекстуально. «Как только мы механически начинаем приписывать каким-то словам однозначно негативное, строго отрицательное значение, возникнут случаи, когда эти слова уместны, позитивны и играют свою роль. Такое определение –  крайне деликатная работа», – заметил он.

Игорь Потоцкий рассказал, что обсуждение проблемы использования бранных слов с региональными телеканалами выявило две проблемы - невероятный разброс административных решений территориальных подразделений регулятора по разным регионам и двойной стандарт в подходе в выявлении нарушений у телеканалов. «Региональные медийные компании ежедневно сталкиваются с множеством требований, запретов и наказаний, но при этом на федеральном экране выходят программы с нарушениями, за которые никто не наказывает. В российском законодательстве нет разделения медиа на региональные и федеральные – все равны перед законом, но некоторые об этом забывают. И в этом плане нужны доработки», – отметил председатель комитета.

В подтверждение слов Игоря Потоцкого генеральный директор, главный редактор  телеканала «6 ТВ» и телеканала «Комсомольское время» Виктория Осипова рассказала о штрафе в 100 000 рублей, который получил телеканал за демонстрацию документального фильма, посвященного Великой Отечественной войне, в ходе которого героиня передачи, вспоминая о фашистах, употребила ругательные слова. «Слова не были матерными, и мы случайно их пропустили, но никто не пошел нам навстречу. Нас оштрафовали на сто тысяч рублей, два раза мы подавали апелляцию – и суды были полностью на стороне Роскомнадзора», – поделилась главный редактор.

В связи с существующими проблемами, с которыми сталкиваются СМИ, Игорь Потоцкий поручил членам комитета подготовить круг требующих решения вопросов, которые нужно рассматривать на уровне регулирования и на уровне законодательной власти. По его мнению, по этому вопросу нужна консолидированная позиция сообщества – и это еще одно направление работы, не менее важное, чем взаимодействие с законодателями и регуляторами.

Участники заседания предложили создать экспертный совет, в которой вошли бы представители сообщества и юристы с тем, чтобы решать возникающие с использованием бранных слов вопросы и представлять интересы отрасли перед Роскомнадзором и Минцифры. С этой целью члены комитета проведут в ТПП РФ рабочую встречу с представителями Союза журналистов России, Национальной Ассоциации Телерадиовещателей и Российской Академии Радио, в ходе которой определят параметры новой организации, чтобы впоследствии пригласить на обсуждение на площадку ТПП РФ представителей Роскомнадзора и Государственной Думы.

Свою позицию по указанным вопросам также высказали директор Центра по связям со СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо, заместитель председателя Комитета,  директор дирекции специальных проектов АНО «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин и учредитель ООО «ТВМ Групп» Владимир Таллер.

 

Пресс-служба, Н.Оголенко