Эксперты ТПП предложили уравнять в правах компании и бюджет в части недоимок и возврата уплаченных налогов
19.10.2016

19 октября состоялось открытое заседании рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками. Чиновники Минфина и ФНС обсудили с бизнесом важнейшие вопросы налогового администрирования, риск-ориентированный подход и международное налогообложение (в том числе план BEPS по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения).

Начальник Управления камерального контроля ФНС России Александр Егоричев рассказал о последних изменениях процедуры проведения камеральных проверок. В последние годы налоговая служба всё больше автоматизирует налоговое администрирование и в связи с этим изменяет подход к проведению налоговых проверок. Чиновник уделил особое внимание автоматическому процессу расчета контрольных соотношений. Схема работы налоговой при этом выглядит так: приём и обработка декларации на федеральном уровне – расчет контрольных соотношений – требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям. Если налоговая выявляет потенциальные источники формирования расхождений, то компания может представить уточнённую налоговую декларацию.

Служба различает два вида расхождений: «разрыв» и «НДС». Под «разрывом» понимается непредставление налоговой декларации контрагентом или представление декларации с «нулевыми» показателями, отсутствие операции в налоговой декларации контрагента или значительное искажение данных. Расхождение вида «НДС», в свою очередь, предполагает превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с той суммой, которую исчислил продавец.

Ежеквартально налоговая получает от 700 тысяч до 1 млн. записей в целом по стране, сообщил Егоричев. Конечно, возможны и ошибки, но из всего объема полученных данных «70 % всех расхождений - это технические ошибки, которые устраняются во время подачи пояснений и не приводят абсолютно ни к какому изменению налоговых обязательств».

Чтобы улучшить работу сервиса, налоговая служба планирует и дальше совершенствовать систему учета данных. В планах ФНС на 2016-2017 годы – «вычищение всех данных, которые непосредственно ложатся в систему», - рассказал Егоричев.

Тему электронного документооборота продолжила член рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками Татьяна Ильинова. Она поинтересовалась перспективами перехода на бездокументарный налоговый контроль, при котором декларации могут быть заменены системой блокчейн, когда налоговая служба сможет подключаться к базам данных налогоплательщика. «Сейчас с появлением системы АСК НДС-2 и онлайн-касс введение системы блокчейн не кажется таким уж невозможным», - отметила Ильинова. По словам Егоричева, такой подход действительно прорабатывается, но точных сроков внедрения он пока не назвал.

Представитель компании Procter&Gamble Надежда Вишневская указала на трудности, с которыми сталкиваются компании в результате усложнения работы с налоговой отчетностью. Администрирование НДС требует всё больших трудозатрат и привлечения всё большего числа экспертов.

Заместитель руководителя Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» Роман Самилло затронул проблему неравенства компаний и бюджета в части недоимок и возврата уплаченных налогов. Сейчас многие компании используют отсрочку уплаты налога в качестве способа кредитования своей деятельности, отметил он. «И дело не только в низкой стоимости такого финансирования, но и в отсутствии необходимости собирать документы и предоставлять обеспечение. Сейчас пени за неуплату налогов ниже ставки банковского кредита: ставка по кредиту – около 15%, а пени за просрочку налога - чуть более 12%», – пояснил аудитор.

Впрочем, в ближайшем будущем ситуация может измениться. В «Основных направлениях налоговой политики до 2019 года» Минфин предусматривает повышение пени с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования (ключевой ставки): то есть с 12 до 20% годовых.

Изменить эту ситуацию можно, приняв поправки в Налоговый кодекс. Для обеспечения равных условий защиты интересов государства и бизнеса Роман Самилло предлагает внести изменения в статьи 78, 79 и 176 Налогового Кодекса – увеличить ответственность бюджета перед налогоплательщиком за бездействие налоговых органов и приравнять её к новому размеру пеней (20% при существующей ставке рефинансирования). А в п. 10 ст. 78 НК закрепить правило, предусматривающее ответственность не только за несвоевременный возврат, но и за несвоевременный зачёт налога.

От российской налоговой практики участники совещания перешли к международному налогообложению. Советник Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Полина Уловкина рассказала о том, какое влияние на российское налоговое законодательство оказали инициативы плана BEPS и обмен налоговой информацией.

План BEPS (план действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения) предполагает мероприятия, связанные с соглашениями об избежании двойного налогообложения. Имеется в виду борьба со злоупотреблениями в рамках этих соглашений, внесение изменений в них, повышение их эффективности.

Кроме того, план направлен на предотвращение искусственного избежания статуса постоянного представительства и постоянный анализ налоговых проблем, связанных с цифровой экономикой. «Он предполагает непрерывную работу над усовершенствованием правил трансфертного ценообразования (нематериальные активы, риски и капитал) и мероприятия по обеспечению прозрачности (уход от так называемого «агрессивного налогового планирования»)», пояснила Полина Уловкина.

Департамент законотворческой деятельности