Бизнес ответит, как не злоупотребить правом при уплате налогов
06.10.2016

6 октября в ТПП РФ состоялось заседание Экспертного совета Палаты по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики. В заседании приняли участие аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин, начальник Правового управления ФНС России Олег Овчар, начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров Елена Суворова, замначальника Управления камерального контроля Алексей Касянюк, а также около 100 представителей бизнеса и СМИ.

Открывая заседание, председатель Совета, вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров поблагодарил представителей ФНС, Счетной палаты и бизнеса за участие в дискуссии. Он отметил, что в налоговой практике все чаще стали прибегать к таким оценочным понятиям как «должная осмотрительность» и «экономическая обоснованность». Сегодня уже сложилась определенная практика доказывания в судах получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды (Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Однако предложения по законодательному решению проблемы сегодня еще не найдено. Первая попытка это сделать, а точнее подстегнуть к детальному обсуждению проблемы была сделана депутатом Государственной Думы Андреем Макаровым. Это вылилось в принятие 15 мая 2015 года в первом чтении законопроекта № 529775-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым предполагается установить пределы осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиков. Однако конструкция, предложенная законопроектом, имеет множество неточностей и загоняет бизнес в жесткие формальные рамки. Учитывая это, Палата приняла решение подготовить совместно с компанией «Пепеляев Групп» альтернативную концепцию законопроекта о злоупотреблении правом и представить ее на XII Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ 1 декабря т.г.

Руководитель аналитического центра «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов указал, на основании каких актов сегодня судами квалифицируются злоупотребления в налогообложении. Он также подчеркнул, что доработать внесенный в Думу проект не получится, необходимо полностью изменить подход к злоупотреблению правом и рассматривать концептуально новую редакцию законопроекта. Формальный подход к злоупотреблению, пояснил Вадим Зарипов, заключается в том, что налогоплательщика будут привлекать к ответственности или не предоставлять вычет по НДС в том случае, если отчетные документы были подписаны неуполномоченным или неустановленным лицом. Такой подход в корне не соответствует сложившейся судебной практике. Фактически будет отсутствовать элемент доказывания со стороны налоговых органов.

Представители ФНС России Елена Суворова и Олег Овчар согласились с тем, что в представленной редакции законопроект создает существенные риски для бизнеса.

На заседании также обсуждались вопросы работы автоматизированной системы контроля АСК НДС-2. Как пояснил Алексей Косянюк, эта система позволяет в автоматическом режиме проводить камеральную проверку. Бизнес отметил ряд проблем, связанных с выставлением автоматических требований и порядком предоставления сведений по ним. В частности, предложено предоставить возможность подачи возражений по автоматическим требованиям и ввести «зеркальность» при формировании таких требований, когда один запрос направляется налогоплательщику, а другой его контрагенту.

Кроме того бизнес в очередной раз инициировал вопрос об увеличении пороговых значений в рамках трансфертного ценообразования и отмены контроля цен по внутрироссийским сделкам. В частности, предложено внести изменения в налоговое законодательство, позволяющие снять контроль за некрупными сделками с иностранными взаимозависимыми лицами. Например, установить лимит для отчетности в 10 миллионов рублей, а по сделкам с меньшей суммовой оценкой отменить обязанность готовить ежегодное обоснование применяемых цен (документацию по ТЦО) и подачу уведомления по ним. Такая мера позволит значительно сократить административные расходы налогоплательщиков и упростит порядок взаимодействия с контрагентами.

Соответствующие предложения и замечания бизнеса по итогам заседания были направлены в ФНС России в рабочем порядке на проработку.

Департамент законотворческой деятельности