О подготовке стратегии развития предпринимательства в Алтайском крае
В крае начата работа над подготовкой стратегии развития предпринимательства. Борис Анатольевич, что, по Вашему мнению, наиболее важное в ней должно быть отражено?

- Считаю, что на определенный период стратегия должна стать основополагающим документом, которым должны будут пользоваться все субъекты предпринимательских правоотношений (органы государственной власти, объединения предпринимателей, а самое главное - сами предприниматели) при принятии тактических решений в своей работе для достижения положительных результатов. 

Во-первых, в ней должны быть закреплены фундаментальные принципы, на базе которых должна строиться и развиваться экономическая система: незыблемость права на частную собственность, условия свободной и честной конкуренции, независимость и объективность судебной системы. 

В стратегии необходимо зафиксировать основные количественные показатели, по которым можно будет оценить результаты: доля занятых от всего трудоспособного населения региона, вклад в валовой региональный продукт, величина налоговых поступлений в бюджет от представителей малого бизнеса. Определить приоритетные области экономики, в которых предприниматели будут получать преференции и пользоваться максимальной поддержкой со стороны государства. Виды преференций, формы и меры поддержки должны быть конкретно обозначены. 

Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для предпринимательства края? 

- Если определять в целом, то я бы сказал - неблагоприятный инвестиционный климат. Осознание остроты и важности этого вопроса произошло и на федеральном уровне и в крае – во всех программных выступлениях президента страны, премьера и губернатора края повышение инвестиционной привлекательности позиционируется, как задача номер один. 

Чем определяется привлекательность или непривлекательность региона с инвестиционной точки зрения? Набором целого комплекса факторов: 

- благоприятный налоговый режим; 

- развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура; 

- доступность к финансовым ресурсам, в первую очередь, долгосрочным и недорогим; 

- простота и оперативность в оформлении и получении регламентирующей документации; 

- наличие ресурсной базы и доступ к ней; 

- наличие в достаточном количестве квалифицированных специалистов и рабочих; 

- уровень коррупционной составляющей при взаимодействии с государственными контролирующими, разрешительными и правоохранительными органами. 

Думаю, что по любому из обозначенных направлений в Алтайском крае есть над чем работать. Конечно, ряд вопросов должен решаться на федеральном уровне. 

Приведу следующий пример. У всех на устах тема сокращения числа индивидуальных предпринимателей. Эта тенденция объясняется значительным повышением с 1 января 2013 года размера страховых отчислений в Пенсионный фонд. У каждого общественного объединения есть свое мнение, как решить проблему. Торгово-промышленная палата РФ, в структуру которой входит Алтайская ТПП, выработала свои предложения и направила их в адрес Министра экономического развития России Андрея Белоусова. 

В частности, мы предлагаем уменьшить налог при патентной системе на сумму страховых взносов, то есть скопировать порядок, используемый при «вмененке». Установить для самозанятого населения взносы, соразмерные получаемым доходам. Например, для индивидуальных предпринимателей ограничить взнос в Пенсионный фонд шестью процентами от декларируемого по «упрощенке» годового дохода, но не менее фиксированного платежа, рассчитанного из одного МРОТ. А для людей, занимающихся бизнесом в дополнение к основной деятельности, уменьшить платежи в Пенсионный фонд на сумму, которую за них уплатили по основному месту работы. Что касается «самозанятых» людей, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение трудовой пенсии - освободить от фиксированного размера страховых взносов. 

Первоочередные задачи вашего объединения?

- Алтайская торгово-промышленная палата работает системно на плановой основе. У нас есть миссия организации, в соответствии с которой определены основные задачи. На очередных съездах принимаются программы, определяющие приоритеты нашей деятельности на предстоящие пять лет. Со всеми этими документами можно ознакомиться на нашем сайте, либо обратиться непосредственно в Палату. 

Думаю, что только такая планомерная, поступательная работа позволит нам эффективно содействовать развитию социально-ориентированной экономики в Алтайском крае, ее интегрированию в российскую и мировую финансово-хозяйственные системы, внести заметный вклад в создание благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе. 

На сегодняшний день 410 предприятий и организаций, различных форм собственности и представляющих, практически, все отрасли экономики, на добровольной основе объединились под эгидой Алтайской ТПП. Почти 70 процентов из них представляют малый и средний бизнес. Более трети членов нашей организации работают в составе, созданных по их же инициативе, профильных комитетов. Руководители и владельцы компаний - члены комитетов - это не случайные люди в бизнесе, они в нем всерьез и надолго. Отсюда их огромное желание строить цивилизованные отношения, как между собой, так и во взаимоотношениях с государством и своими социальными партнерами, находить взаимоприемлемые способы разрешения спорных ситуаций на основе конструктивных предложений. Они понимают, что никто, кроме них самих, не решит проблемные вопросы, которые обязательно возникают при занятии бизнесом. Решение таких вопросов требует от них вложения собственных временных, организационных, наконец, материальных, ресурсов. Они понимают это, готовы к этому и идут на это. Конечно, это процесс небыстрый. Но другого пути просто нет. 

На мой взгляд, в настоящее время, как бы парадоксально это не показалось, благоприятный период для выстраивания цивилизованных отношений бизнеса и власти. Высшим руководством России императивно указано – создавать благоприятные условия для развития бизнеса в стране. По линии всех ведомств (Прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы, МВД, Роспотребнадзора) поставлена задача: оказывать содействие предпринимателям. Понимаю, что многие, прочитав эти строки, скептически-иронично ухмыльнутся: задача-то поставлена, а что толку? Количество обвинительных судебных решений в отношении предпринимателей по спорам с ФНС и контролирующими органами растет, а не уменьшается; привлечение предпринимателей к уголовной ответственности в рамках урегулирования гражданско-правовых отношений сохраняется; произвол монополистов в вопросах формирования тарифов и цен – налицо и т.д. Да это так. Но не решаются такие вопросы в один присест. Необходима предпринимательская активность, и не просто на уровне возмущения, выражения негативных эмоций по тому или иному случаю, а грамотные, в рамках действующего законодательства, последовательные шаги по отстаиванию и защите собственных интересов. 

В арсенале предпринимателей Алтайского края есть положительные примеры по проведению подобной работы. Я имею ввиду работу Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров. В 2012 приведены в соответствие договоры электроснабжения компаний – гарантирующих поставщиков: исключены пункты о «недоборе - переборе мощности». Кто посвящен - знает, как упорно сопротивлялась Барнаульская Горэлектросеть по данному вопросу. Только после вторичного вынесения данного вопроса на рассмотрение комиссии был достигнут положительный результат. Это стало возможным благодаря огромной предварительно проведенной аналитической работе со стороны общественных объединений предпринимателей, грамотному представлению материала в ходе самого заседания и принципиальной позиции председателя МВК Локтева С.А. 

Основную экспертную работу при анализе и подготовке данного вопроса для рассмотрения на МВК провели члены комитета Алтайской ТПП по энергетике во главе с Александром Карасевым, за что им огромное спасибо от всего предпринимательского сообщества края. За то, что помогли решить конкретный вопрос. А главное, за то, что показали, как необходимо поступать и действовать при возникновении подобных вопросов. 

Считаю, что задача любых бизнес объединений, Алтайской ТПП в том числе, – осваивать реальные механизмы действенного решения актуальных вопросов по улучшению предпринимательского климата в регионе. 

"Наше дело", № 4 (184) апрель 2013