Дополнительным драйвером инвестиционной активности станут выставки

Пандемия коронавируса, поставившая на паузу деловое общение, обернулась для конгрессно-выставочной индустрии серьезными вызовами. Ситуацию в отрасли осложнила и непростая ситуация в экономике, а также санкции. Сегодня порядка 70% игроков этого сегмента рынка терпят серьезные убытки. Более 60% компаний сократили персонал, 10% и вовсе закрылось. Как с непростыми вызовами справляется конгрессно-выставочная индустрия, «Инвест-Форсайту» рассказал Алексей Вялкин, генеральный директор АО «Экспоцентр», главной выставочной площадки не только России, но и всего СНГ и Восточной Европы.

 

— Алексей Григорьевич, в выставочной индустрии складывается непростая ситуация, с чем она в большей степени связана, это последствия пандемии?

— На мой взгляд, это влияние сразу множества факторов, сказываются в том числе и последствия пандемии, и санкции. Ситуацию можно даже охарактеризовать как идеальный шторм. Вместе с тем положение не столь критично, как можно было бы ожидать. Например, у нас в «Экспоцентре» все запланированные выставки состоялись, никаких отмен или форс-мажоров не было.

— И выставок не стало меньше?

— Абсолютно. Сейчас мы уже формируем программу выставок на 2023 год, все уже практически «забито». В прошлом году мы провели 80 выставок, по текущему году показатели аналогичные. Более того, последняя выставка RENWEX, посвященная возобновляемой энергетике, прошла с аншлагом, а по посещаемости даже превысила прошлый год на 36%. Так что «Экспоцентр» по-прежнему остается главной площадкой Восточной Европы и СНГ, это общепризнанный факт.

— Похоже, посетители соскучились по «живым» выставкам?

— По нашему опыту, да. Виртуальные технологии массово так и не прижились, а цифровые коммуникации не смогли полноценно заменить живое общение… Как показал опыт, объект выставки должен быть реально осязаем, посетителям по-прежнему важно своими глазами увидеть продукт, приглядеться к партнерам, а виртуально это не всегда возможно. И конечно же, большой плюс выставок в том, что это площадка для встреч, мы создаем для этого условия. Кстати, мы также отметили, что выросло количество посетителей-профессионалов. Тем более мы придерживаемся прежнего подхода и всех пускаем бесплатно, наши посетители ни за что не платят.

— А состав экспонентов сильно изменился?

— Участники выставок из недружественных стран ушли, но с просьбой сохранить на следующий год уже выполненные финансовые обязательства. Так что они рассчитывают, что ситуация может поменяться, и открыто говорят, что покидать рынок нет экономических резонов… Некоторые находят выходы, переходят в российское резидентство.

Не всегда просто и российским участникам — часть продукции, которую выставляли отечественные компании, была импортной, они выступали в роли дистрибуторов. Подыскать замену в короткие сроки сложно. Но мы стараемся идти навстречу, ищем взаимоприемлемые решения.

 

Стартап-зоны и субконтрактация

 

— Насколько доступным для экспонентов остается сегодня участие в выставках? Оправданны ли затраты?

— Сегодня, когда перед компаниями стоит задача формирования новых логистических цепочек, поиска производственных партнерств, участие в наших выставках становится особенно полезно и оправданно. Тем более что мы занимаем очень лояльную позицию, идем российским компаниям навстречу. Мы же прекрасно понимаем, насколько им тяжело и искать новых партнеров, и выходить на новые рынки, и искать новых клиентов.

Кстати, мы взяли на себя смелость вывести формулу участия компании на стенде — она помогает понять, что выставка реально может принести предприятию, для чего тратиться на участие. Например, участие в 5-дневной выставке «Металлообработка» реально оправдать заключенными в ее рамках контрактами на сумму около 5 млн рублей. Если говорить об участии в выставке «Реклама», достаточно и вовсе продать один станок для печати продукции, чтобы его окупить.

— Новые форматы работы участникам предлагаете?

— Да, мы стараемся предлагать участникам все более широкие возможности. Среди последних форматов — «Биржа субконтрактов» (субконтрактация — это эффективный вид кооперации, позволяющий наладить производственные и логистические цепочки). Впервые его протестировали в рамках выставки «Металлообработка-2022» совместно с Торгово-промышленными палатами Ростовской и Ярославской областей. Результаты превзошли ожидания. Участие в Бирже приняли порядка 50 компаний,  членских организаций торгово-промышленных палат. Интересно, что иногда региональные участники не знали, что нужную им продукцию производят соседние территории. Биржа им помогла наладить партнерство.

— А для поиска инноваций выставки могут быть полезны?

— Особое внимание мы уделяем продвижению науки и инноваций, поддержке отечественных изобретателей, молодых ученых, пробуя на наших выставках такие форматы, как «стартап-зоны». Последний год мы плотно работаем с российскими вузами, прежде всего с теми, которые имеют отношение к отраслевым выставкам «Экспоцентра». Для учебных заведений партнерство интересно, в том числе как возможность представить последние инновационные разработки студентов на очень лояльных условиях. Для нас же такие участники — это будущие потенциальные партнеры и клиенты.

Совместно с Комитетом ГД ФС РФ по науке и высшему образованию мы реализуем проект «НТИ-Экспо» (Наука-Технологии-Инновации-Экспо), в его рамках проводятся такие значимые мероприятия, как Российская неделя высоких технологий, Российская промышленная неделя, Российская неделя здравоохранения. В предстоящие годы мы это направление будем только усиливать — в соответствии с указом Президента России 2022–2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий.

 

Фокус на новые рынки и B2I

 

— Для российских компаний одним из вызовов остается привлечение инвестиций. Выставки могут с этим помочь?

— Как раз сегодня нашим главным ноу-хау остается выставочная работа в формате B2I, или business-to-investor. Такой подход позволяет обратить особое внимание именно на привлечение компаниями-экспонентами инвестиций. Мое глубокое убеждение состоит в том, что выставка должна приносить компаниям финансовую отдачу, и поиск инвестиций — это одна из задач участия в выставках. В рамках каждой выставки мы организуем презентацию инвестиционных проектов, точечно подбираем инвесторов, которые бы хотели вложить средства именно в игроков конкретной отрасли. Формат планируем использовать и дальше.

— А наладить связи с новыми рынками?

— В последние полгода мы пристально смотрим на возможности сотрудничества со странами ШОС и БРИКС, изучаем возможности взаимодействия через выставочный сегмент. И взаимная заинтересованность в развитии торгово-экономических отношений есть. Если говорить о странах ШОС, то в этом направлении активизируем программу сотрудничества, в том числе по линии торгово-промышленных палат. В частности, она предусматривает продвижение продукции этих стран на российский рынок через участие в выставках «Экспоцентра». Особое внимание мы уделяем организации выставок товаров и услуг стран ШОС по стратегически важным направлениям, это, прежде всего, машиностроение, продовольственный комплекс, энергетика, химическая промышленность, медицина.

— В выходе на новые рынки российские компании могут рассчитывать на поддержку?

— Также мы работаем над организацией российских экспозиций в выставках за рубежом — с 2019 года «Экспоцентром» были организованы экспозиции на 22 выставках, свою продукцию представила 271 компания.

— Перед российскими компаниями стоит задача перейти в режим импортозамещения. Ресурс выставок может быть задействован?

— Выставочная деятельность может стать одним из важнейших драйверов импортозамещения, ведь именно выставки становятся реальными площадками для поиска новых контактов, проведения деловых встреч, подготовки запуска новых проектов. Активизация конгрессно-выставочной деятельности станет серьезной поддержкой для отечественных компаний, переходящих на «рельсы» импортозамещения. Без «выставочного» ресурса процесс рискует «растянуться» на десятилетие.

 

Беседовала Ольга Блинова

Источник: www.if24.ru