RATA-news. И без запретов есть много экономических механизмов для борьбы с ростом цен в гостиницах

Государственное регулирование цен в отелях при проведении особо значимых мероприятий – это попытка решить проблемы рынка посредством административных запретов и ограничений. Между тем, для борьбы с ростом гостиничных цен есть целый ряд более эффективных экономических механизмов. Об этом шла речь на вчерашней пресс-конференции, посвященной теме регулирования цен на гостиничные услуги в России во время проведения крупных международных мероприятий и санкций, грозящих отельерам за нарушение.

Индустрия гостеприимства предлагает отказаться от идеи регулирования цен в гостиницах при проведении крупных международных мероприятий. Письмо, подписанное представителями 18 крупнейших общественных объединений в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, было направлено главе правительства РФ Михаилу Мишустину.

«Обращение со стороны гостиничного бизнеса впервые подписано таким количеством участников рынка. Они просят правительство не поддерживать подготовленный Федеральной антимонопольной службой законопроект о регулировании цен в отелях во время крупных международных мероприятий», – сказал на пресс-конференции почетный президент РСТ Сергей Шпилько.

По его словам, жесткие ограничительные меры будут не нужны, если при подготовке форумов, конгрессов, саммитов и т.д. следовать двум простым правилам. Первое – проводить крупные мероприятия для состоятельной аудитории в городах с большим количеством гостиниц высокого уровня. Второе – делать это в низкий туристический сезон. И третье, скорее, пожелание, чем правило – даты проведения объявлять как можно раньше, чтобы увеличить глубину бронирования. Всё вместе это помогает избежать повышения цен на отели.

Следующий Восточный экономический форум пройдет во Владивостоке в сентябре 2022 года, но там уже нет мест. Что не удивительно, ведь в городе всего одна гостиница бизнес-класса уровня 5*. При этом на Мировой энергетический конгресс-2022 в Петербурге места не только есть, но еще и по весьма демократичным ценам, так как мероприятие проводится с соблюдением главных правил: в низкий сезон, при достаточном количестве отелей нужного уровня и с заблаговременным оповещением о сроках.

По словам г-на Шпилько? введение прямого регулирования цен на гостиничные услуги может стать для инвесторов негативным сигналом. «Получается, что с одной стороны, правительство делает максимум возможного для развития туризма, реализуя нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства", а с другой – само же создает такие законодательные инициативы, которые никак не могут способствовать росту капитальных вложений в строительство и реконструкцию гостиниц в стране».

«Если мы хотим привлечь больше иностранных участников на наши экономические форумы, надо снижать стоимость участия вообще, а не только размещения в гостиницах. Проживание – лишь часть общего пакета, который, по нашим данным, в этом году подорожал для участников, например, Петербургского международного экономического форума в 2,4 раза», – заметил Сергей Шпилько.

По словам вице-президента РСТ, главы комиссии по туризму ТПП РФ Юрия Барзыкина, госрегулирование гостиничных цен – это нерыночная мера, а использование административного ресурса. В развитых странах такое не практикуется. «Последствия этого шага очевидны уже сейчас. Небольшие отели, скорее всего, перепрофилируются, например, в апартаменты, на которые эти правила не распространяются. Крупные отели этого делать не будут, но убытки, понесенные из-за искусственного занижения цен в конкретные даты, они постараются компенсировать в другой период. Соответственно, за «экономию» чиновников и бизнесменов заплатят простые потребители», – пояснил эксперт.

Необходимости в жестких ограничительных мерах нет, полагает г-н Барзыкин, так как есть другие механизмы, которыми можно стимулировать и компенсировать деятельность организаторов крупных форумов, например, через налогообложение.

Член генерального совета «Деловой России» Татьяна Веллер также видит среди таких экономических мер снижение налоговой нагрузки на отели. «Необходимо снизить НДС, налоги на имущество и фонд оплаты труда. Это было бы комплексным решением вопроса, потому что сейчас налоговая нагрузка составляет до 40% от выручки каждого отеля. При этом рентабельность гостиничного бизнеса не превышает 1%, а срок окупаемости вложений давно перевалил за 15-18 лет», – сказала она.

Инвестор отеля Indigo St.Petersburg – Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили согласна, что гостиницы – это низкомаржинальный бизнес. За последние годы резко выросла затратная часть: расходы на ремонт, обслуживание инфраструктуры, персонал. «А за время пандемии они еще подросли на 30-50%. Сравнивать гостиницы с коммерческими площадями неверно, гостиничный бизнес требует больше вложений и он гораздо менее рентабелен. Доходность отельного бизнеса колеблется в лучшем случае на уровне 1%, а нередко и ниже», сказала она.

Необходимо, прежде всего, снизить, а еще лучше обнулить налог на добавленную стоимость (НДС), полагает глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. «Это позволит снизить цены на проживание, – сказал он.- Сейчас ставка налога для отрасли в РФ составляет 20%, что гораздо выше, чем в других странах, и в конечном итоге ложится на потребителя. Давно пора подумать и о снижении стоимости эквайринга. Президент России говорил об 1%, а мы по-прежнему платим 2,5%, хотя во многих странах банковские переводы давно взяты на государственный контроль».

Светлана Ставцева, RATA-news

Источник: ratanews.ru