Актуальные вопросы развития инфраструктуры продвижения органической продукции в современных экономических условиях

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка на тему: «Актуальные вопросы развития инфраструктуры продвижения органической продукции в современных экономических условиях».

В 60-х гг. ХХ в. производители и потребители поняли, что объемы химикатов, применявшихся в земледелии и животноводстве, способны нанести вред здоровью человека и окружающей среде, и в 1972 г. была создана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements, IFOAM) со штаб-квартирой в Бонне (Германия). Это международная неправительственная организация, отстаивающая интересы всех организаций, занимающихся органическим сельским хозяйством, содействующая принятию во всем мире социально устойчивой, экономически выгодной, благотворной для окружающей среды системы, основанной на органических принципах ведения сельского хозяйства, способствующая международной торговле, поддерживающая чистоту органического производства и доверие покупателей во всем мире.

В Российской Федерации 3 августа 2018 г. был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 280-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2020 г.

Данный закон направлен на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв. Он ввел ряд новых понятий, в том числе понятия «органическая продукция», «органическое сельское хозяйство», «производители органической продукции» и др., регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции, запрещает применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции. Закон также запрещает применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, и продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов и пр.

В России введены в действие новые стандарты, которые являются  основой для производства, идентификации и сертификации органической продукции.

Согласно Федеральному закону № 280-ФЗ производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со ст. 5 этого закона имеют право разместить, являющуюся отличительным признаком органической продукции, маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

Подтверждение соответствия изготовления органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации.

Однако добровольное подтверждение соответствия не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ЕАЭС.

Сертифицировать органическое производство смогут только сертификаторы, прошедшие аккредитацию в Национальном органе по аккредитации, т. е. в Росаккредитации.

Для потребителя наличие на рынке органической продукции с гарантированным отсутствием пестицидов, антибиотиков и агрохимикатов позволит формировать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Решению вопросов и проблем, связанных с продвижением органической продукции на российском потребительском рынке и было посвящено заседание Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

Вел заседание председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, который в своем выступлении подробно остановился на современном состоянии потребительского рынка Российской Федерации и перечислил необходимые условия для продвижения отечественной органической продукции.

В частности он предложил принять меры по выведению из обращения продукции, маркированной как «органическая», но производство которой не прошло сертификацию на соответствие требованиям действующего законодательства.  

О работе по совершенствованию законодательства в сфере производства и реализации органической продукции и деятельности в этом направлении профильного Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассказал первый заместитель председателя Комитета Сергей Митин.

Он предложил активнее пользовать не только площадку Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, но и другие возможности Верхней палаты российского Парламента в вопросах продвижения органической продукции как внутри страны так и за ее пределами. 

Заместитель руководителя АНО «Российская система качества» (Роскачество)   Елена Саратцева рассказала о системе добровольной сертификации органической продукции в Российской системе качества,  привела статистику: в 42 регионах страны 112 предприятий производит органическую продукцию, 68% из них – предприятия малого и среднего бизнеса.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Андрей Волков привел статистические данные по итогам оборота российского рынка органической продукции, а также поделился информацией об отечественном опыте производства и реализации органической продукции населению, рассказав также о работе итальянских аграриев.

По его словам в Италии с середины 1970-х годов в рационе школьных завтраков еда, произведенная из органической продукции,  в нескольких региона России по этому пути идут уже несколько лет, используя органические продукты российских предприятий.

О реализации органической продукции в маркетплейсах как актуальном канале ее сбыта  на примере Компании «Озон» подробно рассказал генеральный директор ООО «Озон Холдинг» Сергей Беляков.

Руководитель направления ЗОЖ и ЭКО Торговой сети «Перекресток» Елена Воронцова познакомила собравшихся с опытом «Перекрестка» в реализации новых маркетинговых стратегий и программах продвижения органической продукции в текущих экономических условиях.

Директор по развитию Руспродсоюза Дмитрий Востриков, поделился отечественным опытом продвижения органической продукции производителями и поставщиками продуктов питания, сравнив его с опытом ведущих зарубежных стран.

Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса-производители органической продукции и о возможностях продвижения данной продукции малоформатной торговлей.

О подходах, принципах и этапах формирования органических полок в крупноформатных магазинах, а также существующих программах по продвижению органической продукции рассказал специалист по взаимодействию с государственными органами «Метро АГ» Иван Слепов.

Секретарь Совета Союза предприятий осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз» Гарегин Митин доложил о работе организаций-членов союза в вопросах продвижения на отечественном рынке рыбной продукции в текущих экономических условиях.

Свое видение процесса продвижения органической продукции на российской рынке высказал руководитель Центра развития потребительского рынка России бизнес-центра «Сколково» Илья Ломакин-Румянцев. Он предложил рассмотреть возможность разработки комплекса мер по оптимизации обеспечения доступа производителей органической продукции в торговые сети, несетевые магазины, на сельскохозяйственные рынки и ярмарки, развития торговли органической продукцией с применением нестационарных торговых объектов и использованием новых форматов торговли.

Подводя итоги заседания Александр Борисов и Сергей Митин приняли решение о более тесном взаимодействии профильных формирований ТПП РФ и Совета Федерации в вопросах производства и продвижения  органической продукции и подготовке предложений, которые будут способствовать развитию данной индустрии.

 

Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка