Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка представил ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2021 года – перспективы 2022 года»

На заседании Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка состоялась презентация ежегодного доклада «Потребительский рынок России: итоги 2021 года – перспективы 2022 года». В мероприятии приняли участие представители органов власти, организаций-членов ТПП РФ, торгово-промышленных палат.

 Открыл и вел мероприятие Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, президент-генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации.

Представляя Доклад, Александр Борисов подчеркнул, что истекший год продемонстрировал, в целом, уверенный восстановительный рост, который продолжился вплоть до I квартала текущего года. ВВП страны вырос на 4,7%, оборот розничной торговли – на 7,3%, общественное питание – на 23,5%, сфера услуг – на 17,6%. Во многом это стало возможным благодаря росту реальных доходов населения на 3,4% и потребительских кредитов, объем которых вырос до рекордного уровня 12,8 трлн рублей. В стране сегодня минимальный за 12 лет уровень внешнего долга (435 млрд долларов), к тому же впервые в истории Россия стала нетто-экспортером продовольствия, то есть экспорт (35 млрд долларов) превысил импорт (около 34 млрд).

Вместе с тем, несмотря на большое количество позитивных результатов, драматическое изменение геополитической ситуации после 24 февраля 2022 года требует от всех участников потребительского рынка оперативного пересмотра бизнес-стратегий, подходов к операционному управлению, взаимоотношений с коллегами, партнерами и регуляторами. Причины здесь одинаковы для практически всех отраслей: колебания спроса, изменения цепочек поставок, рост стоимости финансовых ресурсов, значит и закупочных цен.

В этих условиях российский ритейл реализует цели как общенационального, так и отраслевого уровня. В первом случае речь идет о безусловном выполнении традиционных задач своевременного обеспечения продовольствием и товарами первой необходимости всех категорий населения в нужном количестве, достойного качества и по разумным ценам. В отраслевом разрезе предстоит решение таких задач как вероятное сокращение розничного товарооборота, изменение структуры потребительского спроса и необходимая в связи с этим перестройка ассортиментной матрицы.

Принимавший участие в заседании директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Александр Волченко поддержал основные выводы Доклада:

 - Несмотря на драматическое изменение условий хозяйствования, у участников потребительского рынка РФ есть все возможности не допустить дефицита продовольствия и товаров первой необходимости в предстоящем периоде времени.

 - Рост цен с учетом складывающихся внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности в 2022 году неизбежен и может колебаться в пределах 15-25%. Однако, фокус усилий государства и бизнеса должен быть сосредоточен не на их ограничении, а на повышении доходов населения, в том числе и через оперативное разблокирование программы Адресной продовольственной помощи.

 - В сложнейший период подготовки и принятия решений относительно будущего национальной экономики и потребительского рынка абсолютно необходимо тесное взаимодействие и синергия экспертного потенциала госаппарата, научного и делового сообщества, в частности, более активного вовлечения в эту работу конкретных бизнесменов, на практике ощущающих бремя меняющихся нормативно-правовых актов. В рамках системы Торгово-промышленных палат необходимо и дальше развивать сквозное взаимодействие комитетов и советов, позволяющее лучше понимать влияние и зависимость действий различных участников общего экономического механизма страны.

Выступавшие члены Совета: Андрей Даниленко, общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговли; Илья Ломакин-Румянцев, директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «СКОЛКОВО»; Андрей Волков, заместитель председателя Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, доцент Кафедры государственного управления и права МГИМО (У) МИД РФ; Дмитрий Востриков,  исполнительный директор Руспродсоюза; Алексей Григорьев, глава Московского представительства «Метро АГ»; Алексей Корягин, председатель Объединения потребителей России отметили, что второй пандемийный год продемонстрировал, что розничная торговля России вышла на высокий уровень саморегулирования и профессионализма и успешно преодолела возникавшие трудности логистики, ажиотажного спроса, административного давления. В отрасли продолжаются процессы развития конкуренции и консолидации.

В нынешних условиях сохранение надежного функционирования внутреннего рынка – главный фактор поддержания социальной стабильности в стране.

Выступавшие одобрили основные направления Доклада «Потребительский рынок России: итоги 2021 года – перспективы 2022 года». С его полной версией можно ознакомиться в разделе «Материалы» на странице Совета ТПП РФ
по развитию потребительского рынка по ссылке: https://org.tpprf.ru/committee/komtorg/materials/

Подводя итоги Александр Борисов, призвал участников заседания после подробного изучения Доклада направлять в его адрес замечания, предложения и материалы для включения в его финальную версию. 

 

Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка