ТПП РФ подняла проблему влияния цифровых регуляторных мер на предпринимательское сообщество

В Палате состоялось заседание Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, на котором была обсуждена актуальная тема серьезного влияния регуляторных мер на предпринимательскую деятельность. Как отметил председатель Совета Александр Борисов, впервые обсуждается тема, которая близка к проблеме неналоговых платежей, поднятой Президентом ТПП России Сергеем Катыриным еще несколько лет назад. Дело в том, что государство быстро темпами расширяет число цифровых регуляторных систем, освоение которые серьезной нагрузкой ложится на плечи отечественного бизнеса.

Александр Борисов напомнил, что все началось с ЕГАИС - системы контроля за алкогольным рынком, затем появились "Платон", "Меркурий", "Честный знак", состоялся переход на электронные кассы. Сейчас внедряется Национальная система прослеживаемости товаров, электронные пломбы в формате ЕАЭС. Вводятся единые государственные информационные системы в лесной промышленности, в сфере обращения драгметаллов, семян и других отраслях.

"С одной стороны, все эти системы вроде нужны и полезны, но реализация каждого из этих проектов происходит со значительными трудностями, затягивается по времени, а самое главное - влекут за собой как одномоментные расходы на переоснащение, так и постоянные операционные расходы для бизнеса",  - отметил Александр Борисов. По его словам, если собрать экспертные оценки совокупных расходов по освоению различных цифровых систем, то возникает очень внушительная цифра. Так, оценивается, что ЕГАИС обошелся бизнесу примерно в 500 млрд рублей, "Платон" - в 250, введение электронных касс - 300 млрд, система цифровой маркировки товаров - 1,5 трлн, "Меркурий" - около 200 млрд, внедрение системы расширенной ответственности производителей (РОП) - 450 млрд рублей.

Как было отмечено на заседании, необходимо посчитать и учитывать эти расходы, которые заметно снижают эффективность бизнеса. Значительные объемы денег изымаются из экономики, что приводит к снижению или полному отказу от инвестиций, снижению зарплат работников, производительности труда, а в конечном итоге - к повышению цен на товары.

Важный момент состоит в том, что практически все контрольно-надзорные ведомства в стране заинтересованы в создании своих отраслевых контрольных или учетных систем. Как подчеркнул на заседании исполнительный директор АКОРТ Юрий Борисов, можно говорить уже о "цифровом риске": "в любой момент бизнес должен быть готов к тому, что могут появиться новые цифровые инициативы, которые потребуют новых затрат. То есть значительную часть чистой прибыли придется вкладывать в проекты по цифровизации чего-нибудь". При этом госструктуры практически не учитывают, что предпринимательское сообщество весьма  неоднородно. Если крупные компании с относительно небольшим напряжением смогут освоить новый цифровой проект от государства, то для среднего и малого бизнеса это оборачивается зачастую в большие проблемы, порой неподъемные.

Поэтому на заседании прозвучало актуальное предложение о необходимости создать единый орган, площадку, которая бы занялась  координацией всех цифровых программ по срокам выполнения и по содержанию, смогла бы оценивать нагрузку на участников рынка по реализации государственной программы цифровизации. В свою очередь директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления "Сколково" Илья Ломакин-Румянцев предложил обратиться в федеральное правительство с предложением сформировать сводную рабочую группу по интеграции учетных систем государства. В ином случае, сказал он, "они  будут плодиться и растаскивать бизнес по самым разным углам".

На заседании выступили с анализом ситуации в своих отраслях  президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков, исполнительный директор Ассоциации производителей фирменных торговых марок "Русбренд" Алексей Поповичев, директор по взаимодействию с государственными органами власти компании "М.Видео-Эльдорадо" Тагир Калимуллин, генеральный директор МК "Ассептика" Ольга Пелехатая, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной инвестиционной политике Игорь Скляр, менеджер по стратегическом маркетингу и технической политике "Мицубиси Электрик" Алексей Редькин

Подводя итоги заседания, Александр Борисов указал, что поднятая тема, обязательно потребует дальнейшего обсуждения. Масштаб проблемы велик, и государству необходимо задуматься, в какие затраты для бизнеса выливается ускоренная программа цифровизации контроля и учета различных отраслей. Важно говорить о том, чтобы расходы по реализации программы несло и государство, раз оно заинтересовано детально знать о финансовых и товарных потоках в стране. И конечно, предпринимательскому сообществу нужно и дальше заниматься мониторингом ситуации - инициативы по новым цифровым проектам появляются у ведомств чуть ли не каждый день. 

 

  Пресс-служба ТПП РФ, Сергей Осипов