Профильный Совет ТПП РФ представил доклад «Новые сегменты потребительского рынка России»

9 декабря 2020 года на заседании Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка состоялась презентация доклада «Новые сегменты потребительского рынка России», ставшая логическим продолжением выходящего с 2005 года ежегодного доклада: «Потребительский рынок России: итоги и перспективы».

Открыл и вел мероприятие Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, президент – генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации. В мероприятии приняло участи более 50 представителей торгово-промышленных палат, общественных и коммерческих организаций-членов палаты, а также Минпромторга России.

Выступивший с приветственным словом вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил важность потребительского рынка в жизни современного общества, как основы качества жизни населения и высоко оценил вклад Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка в работу по подготовке предложений по поддержке предпринимательского сообщества, направляемых системой ТПП РФ в Правительство России и другие федеральные органы государственной власти в течение всего 2020 года.

Представляя доклад «Новые сегменты потребительского рынка России», Александр Борисов в качестве эпиграфа привел слова из выступления Президента ТПП РФ Сергея Катырина в ходе совместного заседания Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Взаимозависимость рынков – потребительского, недвижимости и финансового и вопросы их антикризисного взаимодействия» 25 ноября текущего года: «В обычный кризис разные отрасли экономики страдают примерно одинаково, а сегодня у одних серьезные потери, а другие, наоборот, испытывают бурный рост. На передний план вышли и быстро растут новые сегменты современного потребительского рынка, такие как онлайн торговля, курьерская доставка, сервисы, агрегаторы, подписки на мультимедийные порталы».

Среди проблем, характерных для развития потребительского рынка в условиях кризиса, Александр Борисов назвал снижение реальных доходов населения на фоне пандемии и, как следствие, падение его покупательной способности. Наиболее сильно пандемический кризис на потребительском рынке сказался на сфере торговли, индустрии гостеприимств, фитнес-индустрии, массовых мероприятиях. Но, прежде всего – это сокращение в экономике доли малого и среднего бизнеса, который в наибольшей степени пострадал от карантинных ограничений и самоизоляции населения.

В то же время на передний план вышли и быстро развиваются новые сегменты современного потребительского рынка: онлайн-торговля, сервисы, агрегаторы, подписки на мультимедийные порталы.

Александр Борисов также озвучил ряд задач, стоящих, по его мнению, перед системой торгово-промышленных палат на нынешнем этапе трансформации потребительского рынка:

- целенаправленно содействовать реализации планов достижения национальных целей во взаимодействии с органами исполнительной власти и помогать конкретным участникам рынка в выполнении их бизнес-задач;

- активно распространять информацию о новых тенденциях развития различных сегментов современного потребительского рынка с целью использования наиболее эффективных моделей удовлетворения меняющегося потребительского спроса;

- максимально вовлекать деловые объединения и ассоциации, возникающие в новых сегментах потребительского рынка, в процессы совершенствования нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях.

В ходе обсуждения доклада выступили члены Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка: Илья Ломакин-Румянцев, руководитель Центра развития потребрынка России бизнес-центра «Сколково»; Петр Шелищ, председатель Союза потребителей Российской Федерации.

Александр Борисов представил новых членов Совета: Ольгу Борисикову, председателя экспертного совета по правовым вопросам НП «Саморегулируемая организация Национальный союз мясопереработчиков»; Викторию Войнову, президента Межрегиональной ассоциации курьерских служб, и Ивана Утенкова, члена Правления «Ассоциации цветочного ритейла», основателя федеральной сети «Цветочный ряд», которые также приняли участие в обсуждении доклада.

О создании Комиссии по вопросам регулирования цветочной отрасли доложил Иван Утенков, назначенный ее председателем. В своем выступлении он подробно рассказал о проблемах цветочного рынка в России и своем видении процессов, направленных на их решение. 

Проект лиофилизации продовольственной продукции презентовал членам Совета Артем Сухарев, заместитель генерального директора научно-производственного предприятия «ВакЭТО».

Как и в предыдущие годы, доклад вызвал живой интерес у отраслевого экспертного сообщества. С полной версией доклада можно ознакомиться после его доработки в разделе «Аналитические материалы» на странице Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей А.Прудников