Александр Осауленко: предпринимательство в сфере туризма и предпринимательство в сфере спорта это две стороны одной медали

Состоялось совместное заседание Комитета по предпринимательству в сфере спорта и Комитета по предпринимательству в сфере туризма на тему: «О развитии предпринимательства в сфере спортивно-событийного туризма в России с учетом наследия прошедших в стране спортивных мегасобытий». В заседании приняли участие генеральный директор ООО «Спутник – спорт энд бизнес тревел» Татьяна Асатрян, директор по развитию «Казань – Арена» Александр Чесноков, представитель Федерального агентства по туризму Александр Чирков, директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности Сергей Селиванов, представитель Российско-Британской торговой палаты Ольга Печурина, заместитель заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ Кирилл Куржалин, проректор по научно-исследовательской работе ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Наталья Платонова.

Модераторами заседания выступили председатель Комитета по предпринимательству в сфере спорта Вячеслав Копьёв и заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере туризма Александр Осауленко.

В своем вступительном слове Вячеслав Копьев отметил важность развития данного вида туризма, особенно в рамках FIFA Legacy programme Кубка мира по футболу 2018 и вообще развития крупных спортивных соревнований в России. Опыт их проведения в нашей стране накоплен очень большой. Такие крупные соревнования необходимо использовать для привлечения внимания к ним не только со стороны болельщиков, но и тех, кто мог бы принять в них участие как зрители. К сожалению, в России сформировались только несколько точек пристального спортивного интереса к местам проведения крупных спортивных соревнований это в первую очередь Москва, Сочи, Казань в меньшей степени Санкт-Петербург. У нас далеко не все федерации и спортивные клубы активно работают над расширением базы болельщиков и возможно совместно с туристическими организациями эту работу можно будет поднять на более высокий уровень.

Александр Осауленко в своем выступлении отметил, что предпринимательство в сфере туризма и предпринимательство в сфере спорта это две стороны одной медали. В России проводится достаточно много спортивных мероприятий, на которые кроме болельщиков команд приезжают зрители, которые хотят приобщиться к спортивному празднику и сказать «Что это было - я принимал участие». Это относится и к Зимней Олимпиаде в Сочи, универсиадам, чемпионатам мира по водным видам спорта и футболу. В этом плане туристическому бизнесу в качестве партнера однозначно надо быть, потому что для формирования туристического продукта под эту категорию участников спортивных мероприятий (болельщик, турист) надо понимать их специфику и что они хотят от принимающей стороны. «Мы делали аналитику, с чем приезжали болельщики на чемпионат мира по футболу и что они хотели. Фактически мало кто из них стремился в трех, четырех или пятизвездочные отели, в основном это был сегмент апартаментов, частного сектора. Мало кого интересовали коммунально-бытовые условия, достаточно было крыши над головой. Самое главное в этой ситуации было то, что себестоимость такого продукта позволяла очень большой массе болельщиков совершенно спокойно перемещаться за своими командами. За счет чемпионата мира по футболу Москва по посещаемости туристов более 20 млн. побила все рекорды. Этот показатель выше среднего мирового уровня. Значимое спортивное событие возвело в новый ранг туриндустрию нашей столицы, поэтому я думаю, сегодня есть о чем говорить, к чему стремиться» - сообщил Александр Осауленко.

С презентацией о туристическом продукте для школьников и студентов из Индии по обучению зимним видам спорта выступила Татьяна Асатрян.

С презентацией об эффективной эксплуатации спортивного объекта «Казань-Арена» выступил Александр Чесноков. В частности он отметил, что для команды управленцев «Казань-Арена» главной стратегической задачей в эксплуатации объекта стало сделать так, чтобы стадион работал, зарабатывал и мог быть частью большой городской инфраструктуры не только в дни футбольных матчей, но и в целом был полезен населению и гостям города в режиме двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Он также остановился на проблемах, с которыми столкнулись службы стадиона после начала его эксплуатации. Для того чтобы спортивный объект качественно работал нужно было сформировать систему, которая будет генерировать трафик мероприятий, бизнес и в целом работу объекта. Так был создан бренд «МультиАрена», что позволило сделать спортивный объект мультиформатным и для бизнеса и для туризма и для event-индустрии и для спорта. 

В дискуссиях по первому вопросу приняли участие эксперт Комитета по предпринимательству в сфере спорта, начальник Управления Российского международного олимпийского университета Виктор Кудрявцев, председатель комитета Вячеслав Копьев, член Правления РСТ Кирилл Кружалин, Александр Чирков, проректор РГУТИС Наталья Платонова, члены Комитета по предпринимательству в сфере спорта Дмитрий Холодняк и Валентин Милованов.

В частности, Наталья Платонова обратила внимание участников заседания, что в понятие спортивно-событийного туризма законодательно не закреплено. Происходит путаница в понятиях, что такое активный туризм, спортивный туризм и т.д. Это первое.

Второе. Сейчас мы находимся на переломном моменте развития туризма в России. Подготовлена и направлена во все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, общественные организации Стратегия по развитию туризма до 2035 года, где написано о тех эффектах, как крупные спортивные мероприятия в нашей стране положительно повлияли на развитие туризма, но ни слова нет о том, как их поддержать и как развивать то, чему пока нет официального названия. В сложившейся ситуации считала бы целесообразным направить от ТПП РФ разработчикам стратегии предложения, чтобы в стратегию было включено направление, связанное с развитием туризма в рамках проведения крупных спортивных мероприятий. В дальнейшем это позволило бы определиться и с понятийным аппаратом. Мы готовы подготовить предложение формулировке такого вида туризма.

Виктор Кудрявцев отметил, что в стране отсутствует единая информационная платформа, где можно было бы получить комплексную информацию о туристических продуктах с привязкой к плановым спортивным мероприятиям, проходящим как в России, так и за рубежом. Такого агрегатора не оказалось и в спортивно развитой стране как Великобритания. Учитывая сложившуюся ситуацию с обсуждением Стратегии по развитию туризма до 2035 года считал бы целесообразным внести предложение о разработке такой интегральной платформы в рамках указанной стратегии.

Подводя итоги обсуждения первого вопроса, Вячеслав Копьёв еще раз подчеркнул важность этого направления для развития туристической отрасли России и предложил в качестве рабочего определения называть это направление «спортивно-событийный туризм», а также направить предложения в профильные органы законодательной и исполнительной власти о создании в стране виртуального информационного центра «спортивно-событийного туризма».

С презентацией по вопросу оценки эффективности спонсорства в спорте выступил член Комитета по предпринимательству в сфере спорта, глава Publics VediaSport Entertainment Сергей Бархударьян. Он проинформировал участников заседания о разработанной АКАР методологии, которая позволяет оперативно и квалифицированно проводить оценку спонсорского пакета и его реальную стоимость. 

 

Ответственный секретарь Комитета

по предпринимательству в сфере спорта А.Борищенко

Ответственный секретарь Комитета

по предпринимательству в сфере туризма, К. Жавгурян