Предсъездовская дискуссия: «Вопросы саморегулирования в рекламе»

16 февраля в ТПП РФ на совместном заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, модераторами которого выступили председатель Совета Константин Апрелев и председатель Комитета Сергей Пискарев обсуждались вопросы саморегулирования в сфере рекламы.

В дискуссии приняли участие председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин, председатель Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Петр Чекмарёв, руководители отраслевых союзов и ассоциаций, региональных торгово-промышленных палат. Всего около 80 участников.

Открыл заседание вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, который обозначил, что целью мероприятия является выработка нормативного документа, который бы узаконил механизм признания результатов деятельности саморегулируемых организаций, заключение соглашений между СРО и уполномоченными органы государственной или муниципальной власти. Он подчеркнул, что изучение «лучших практик» отрасли, как, например, Соглашение между ФАС России и СРО «Рекламный совет», помогает выработке консолидированной позиции сообщества.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров рассказал о законодательном обеспечении саморегулирования в рекламе и механизме реализации признания результатов деятельности саморегулируемых организаций, который зафиксирован в статье 55 в принятом Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В настоящее время ФАС России окончательно должна определить, как и куда двигаться дальше в вопросах развития полновесного регулирования в области рекламы. Именно это сейчас обсуждается в рабочей группе по "Регуляторной гильотине": возможные нюансы дальнейшего функционирования, выстраивание алгоритмов действий, что бы было понятно не только органам государственной власти, но и участникам рынка.

В рамках закона «Об обязательных требованиях…» появилась опция о выстраивании регулирования на базе саморегулируемых организаций и, как следствие возник вопрос о возможности включения в СРО союзов и ассоциаций. СРО в рекламе этим и будет отличаться от других саморегулируемых организаций, формируемых по признаку «специализация», в «рекламное» СРО будут включены разные сферы и разные специализации, ведь в рекламе участвуют организации совершенно разной направленности. Одна из главных проблем: как учитывать одновременно голоса и ассоциации в целом и её индивидуального члена, и до конца этот вопрос сегодня не решен.

«Центр тяжести должен сместиться от ФАС к рынку, а без поддержки участников СРО у нас ничего не получится, поэтому прошу вас, уважаемые коллеги, активно подключаться к работе. СРО в рекламе – это инфраструктурный проект с точки зрения объединения всех участников. Каждый должен иметь возможность войти в СРО при желании, ведь это дает возможность учета мнений каждого участника. Все должно идти из индустрии, а не навязываться сверху», - подчеркнул Андрей Кашеваров.

Он также остановился на особенностях соглашения, заключенного между ФАС и СРО «Рекламный совет»: «Соглашение у нас рамочное, не имеющее регуляторного значения, а поддерживающее участников рынка. Соглашение – это механизм взаимодействия и, пока не будет определены все нюансы: как заключается соглашение, механизм расторжения или продления, все соглашения будут носить формальный характер».

Председатель Правления СРО Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» Сергей Пилатов рассказал о реализации механизма признания результатов деятельности СРО в сфере рекламного рынка, где заключено соглашение между Федеральной антимонопольной службой и СРО «Рекламный Совет» о создании органа по рекламному саморегулированию (ОРС).

Главный вопрос, решение которого обеспечивает ОРС – это оперативность реагирования и воздействия на недобросовестных рекламодателей. ФАС России является инициатором развития рекламного СРО в России.

«Специфика СРО в рекламе в первую очередь заключается в том, что имеющийся международный опыт и правила, не совсем совпадают с тем, что написано в законе о СРО в нашей стране», - говорит С.Пилатов. Он подробно рассказал о направлениях взаимодействия ОРС и ФАС: более чем с 34 территориальными УФАС заключены соглашения, выбран «пилотный» субъект по развитию деятельности СРО в рекламе (г. Санкт-Петербург), ежедневное информирование о новостях, содействие в распространении передовых практик УФАС для юристов компаний, причастных к рекламной индустрии и многое другое.

Еще одно направление работы СРО «Рекламный совет» – это Комитет по рассмотрению жалоб потребителей, обращений государственных органов, общественных органов и служб мониторинга, главная функция которого сбор жалоб потребителя на недобросовестную рекламу. Сергей Пилатов представил статистику по работе с жалобами за 2020 год и сообщил, что теперь появилась возможность подать жалобу непосредственно на сайте СРО.

Член Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Роман Ковнер рассказал о том, что механизм признания результатов деятельности саморегулируемых организаций требует принятия дополнительного постановления Правительства РФ, регулирующего особенности заключения таких соглашений.

«Контроль СРО должен быть идентичен государственному или муниципальному контролю по отдельным видам деятельности. Должно быть выпущено соответствующее постановление Правительства РФ с дополнительными критериями, регулирующее существенные условия таких соглашений: условия заключения, регистрации, расторжения», - отметил он.

Присутствующие, в частности, исполнительный директор АКАР Валентин Смоляков и исполнительный директор Русбренд Алексей Поповичев с ним согласны. Многие установленные критерии, например критерии привлечения СРО к ответственности или установление эффективности контроля СРО за деятельностью своих членов – не очень понятно прописаны. В том виде, в котором сейчас предложена законодательная норма она – слабореализуема, но имеет хороший потенциал, поэтому сообществу необходимо понять что и как делать, что бы реализовать норму о заключении соглашений с органами государственного контроля и надзора.

«Позитивные моменты, конечно есть, но планировали двигаться в направлении рекламного СРО, а то, что строится в рекламе сейчас не совсем напоминает саморегулирование. Почему рекламодатели не идут в СРО, а потому что не понятны цели и задачи такого СРО, ведь если регулятор орган государственной власти, то это не саморегулирование - отметил Алексей Поповичев, - Нас устраивает контроль нашей деятельности ФАС и не понятно, зачем передавать полномочия в СРО».

Преждевременно сейчас говорить о том, что саморегулирование в рекламе на 100 процентов состоялось, еще предстоит пройти долгий путь со всеми участниками отрасли и государственным регулятором.

Участники дискуссии выразили мнение о том, что передача узкого функционала – это скорее тактическая задача, а не стратегическая. Что бы глобально, что-то передать, нужно осознавать, сможет ли созданное СРО полноценно сопровождать и выполнять переданную функцию. Возможно, стоит рассмотреть не создание надотраслевых организаций, а использование уже имеющихся, объединяющих союзы и ассоциации, например, ТПП России.

По итогам заседания будет выработана резолюция.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, И.Савенкова