Эксперты в ТПП РФ подняли вопрос о единообразии в подходах и методах при рассмотрении заявлений об установлении кадастровой стоимости

28 октября состоялось очередное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Вступление в действие статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ФЗ «О ГКО). Проблемы и пути решения».

Модератором заседания выступил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Каньшин.

С приветственным словом к собравшимся обратились вице-президенты ТПП РФ Владимир Падалко и Елена Дыбова.

Владимир Падалко подчеркнул актуальность темы для предпринимателей и напомнил, что Комитет давно ведет тему кадастровой оценки недвижимости и  активно отстаивает права предпринимателей в этом направлении.

«Важно чувствовать время и ситуацию. Сегодня предприниматели отстаивают свое право на разумное ведение бизнеса, приводят в порядок ту среду, в которой им приходится работать. Базовая задача ТПП России – обеспечить экономическую устойчивость, уставить адекватное взаимодействие между бизнесом и властью» - поддержала его Елена Дыбова.

Статс-секретарь-заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий кратко рассказал, что сегодня происходит в регионах в рамках применения статьи 22.1 ФЗ «О ГКО».

На сегодняшний день уже 44 региона применяют механизм установления кадастровой стоимости в размере рыночной в Государственном бюджетном учреждении (ГБУ). «Мы считаем, что досудебный порядок – это удобно для предпринимателей. Конечно, еще нужна более точная «настройка» этого механизма и мы, Росреестр, открыты к диалогу», - подчеркнул А.Бутовецкий.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Марина Карпова представила центральный доклад заседания «Вступление в действие ст.22.1  Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (оказание государственной услуги по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и принятию решений по ним).

М. Карповой, по поручению Росреестра, был проведен опрос 26 государственных бюджетных учреждений тех регионов, которые перешли на применение ст. 22.1 ФЗ «О ГКО» в 2021 году и ранее. Анализ представленных опросных листов помог выявить «системные» проблемы, влияющие на качество предоставляемой услуги: нет единых подходов к регламентации государственной услуги, многих документов (регламентов) в свободном доступе нет, что нарушает права заявителей, так как они не могут ознакомиться с предусмотренными процедурами и действиями, сроками и порядком обжалования действий/бездействий должностных лиц. Отсутствуют единые подходы к проверке отчета и принятию решения по заявлению об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. Наиболее частым основанием для отказа в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости является «нарушение требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости», что также дает широкие возможности для толкования. Все это является прямым нарушением антикоррупционного законодательства.

Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии единообразия в подходах и методах при рассмотрении заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, что выражается, в том числе в отсутствии единых административных регламентов и методических материалов. «Сегодня у нас есть договоренность на совместную работу с Росреестром над едиными регламентами для ГБУ», - уточнила М.Карпова.

А.Бутовецкий полностью разделил точку зрения М.Карповой: необходимо совершенствовать процедуру, в том числе конкретизировать основания для отказа. Именно для выявления всех «шероховатостей» в законодательстве и был заложен 3 летний переходный период, который планируется продлить.

Заместитель министра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков, подчеркнул, что Московская область поддерживает увеличение переходного периода. «Надо дать субъекту правоотношений возможность выбирать. Если публичный инструмент отточен и работает – так ли нужно переходить всем на досудебный порядок? Мы боролись за право предпринимателя обращаться в суд за установлением кадастровой стоимости», - подчеркнул он.

Российский бизнесмен и предприниматель, владелец группы компаний под названием «Экоофис» Андрей Ковалев, от имени предпринимательского сообщества жестко высказался о проблеме постоянного повышения налоговых ставок, особенно это чувствительно для бизнеса на фоне ситуации последних трёх лет. «Бизнес просит власть рассмотреть введение моратория на увеличение любых налоговых ставок. Налоговая нагрузка должна быть адекватной», – обратился он к представителю Росреестра.

Вопрос определения налоговой нагрузки – один из важных вопросов и здесь также необходимо совершенствование законодательства. Никто же не против, что бы кадастровая стоимость его собственности была высокой, но против высоких налогов, которые проистекают из этого, заключил Андрей Ковалев.

Начальник Управления по прединвестиционной и аналитической подготовке АНО «Агентство по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области» Юлия Пацеля, привела ряд примеров о снижении налоговой нагрузки при налогообложении объектов культурного наследия и рассказала о применяемых налоговых режимах в зависимости от того, что происходит с объектом культурного наследия: пользование, владение, реставрация.

Первый заместитель генерального директора ООО «Центр независимой экспертизы собственности» (ЦНЭС), член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России Кирилл Кулаков, и, председатель СРО «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» Александр Кориневский представили свое видение сложностей, возникающих у оценщиков при применении ст. 22.1 ФЗ «О ГКО». Они напомнили, что оценщик, составляющий отчет об оценке несет полную имущественную ответственность за свои действия.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Владимирской области Алла Матюшкина поддержала инициативу о продлении переходного периода: «Сегодня нет регламентов проведения оценки по ст.22.1, дополнительных разъяснений нет, мы считаем, что такой переход с 1 января 2023 года только ухудшит положение субъектов предпринимательской деятельности».

Директор ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» Владимир Филановский предложил Росреестру совместно с Минэкономразвития издать совместный нормативный правовой акт, который бы устанавливал единые требования к отчётам оценщиков.

Заместитель председателя Общественного совета при Росреестре Анна Лупашко, присоединилась к мнению большинства, что введение в действие статьи 22.1 преждевременное, а также поддержала предложение о «заморозке» роста налоговых ставок. «Налоги должны быть посильными. Сегодня, к сожалению, мы не видим предпосылок для роста доходов предпринимателей», - заявила она.

Советник председателя ДОСААФ России Матвей Королев, также обозначил необходимость в едином регламенте. «ДОСААФ являются собственником недвижимости во многих регионах России и нам важно понимать, по каким документам работает конкретное ГБУ. Пусть документ Росреестра будет носить рекомендательный характер, но полностью отдавать разработку регламентов на откуп региона, я не считаю правильным», - обозначил он вою позицию.

Завершая заседание М. Карпова подчеркнула, что сегодня уже есть договоренность на совместную работу с Росреестром над регламентами для ГБУ. К сожалению, законодательно не предусматривается создание единого регламента, но дать рекомендацию ГБУ разработать свои регламенты в соответствии с едиными требованиями – вполне возможно.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, И.Савенкова

Видео