В феврале прошлого года начал свою работу новый состав Общественного совета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Председатель Общественного совета Росреестра Александр Александрович Каньшин рассказал в интервью «Нашей Версии» о том, как скоро появится закон о риелторской деятельности, куда обращаться гражданам, если у них возникли проблемы с оформлением прав на недвижимость и определением кадастровой стоимости, а также почему работа Росреестра – это вопрос будущего России.
– Александр Александрович, институт общественных советов, действующих при различных учреждениях и ведомствах, существует в нашей стране уже около 20 лет. За это время сложилось так, что общественные советы бывают двух типов. Либо это действительно работающий, «зубастый», орган, решающий конкретные проблемы, как, например, советы при Минобороны и МВД, либо совершенно декоративная формация. Ваш Общественный совет скорее относится к какому типу?
– Об этом, конечно, следует судить не мне, а общественности. Если же говорить конкретно, то от чего зависит, насколько эффективна будет работа любого общественного совета? Прежде всего от того, кто в нём заседает. Это должны быть люди, во-первых, высоко профессиональные, во-вторых, заинтересованные в том, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Смею сказать, что у нас сейчас собрался уникальный состав. Согласно положению об Общественном совете его члены принимают участие в обсуждении приоритетных направлений работы Росреестра, предлагают пути и способы повышения эффективности оказания государственных услуг ведомства, участвуют в разработке законопроектов, а также являются связующим звеном между Росреестром и участниками профессионального и бизнес-сообщества. Сейчас в составе нашего Совета работают 24 человека, которые представляют практически все сферы деятельности, так или иначе связанные с работой Росреестра. Например, заместителем председателя Совета является президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Также в Совет входят: Анна Лупашко – заместитель председателя Общественного совета, президент Некоммерческого партнёрства «Национальное объединение технологических и ценовых аудиторов», Марина Карпова – преподаватель Института профессионального образования, Юлия Усова – ректор Института профессионального образования, Владимир Яхимович – генеральный директор ООО «Аналитик», проректор по учебной работе АНО ДПО «Евразийский Открытый Институт». А также старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента залогов Антон Вовк, президент Российской гильдии риелторов Игорь Горский, президент Национальной палаты кадастровых инженеров Виктор Кислов, вице-президент РСПП Михаил Кузовлев, декан Высшей школы правоведения Олег Зайцев и другие высокопрофессиональные коллеги. И я вижу, что собрались 24 весьма неравнодушных человека, у которых есть активное желание изменить всё к лучшему.
Ещё одним немаловажным обстоятельством является то, как к работе Общественного совета относится руководство ведомства и насколько слаженно и сплочённо работают обе команды – общественная и административная. Не хотелось бы сильно касаться этой темы, но ещё несколько лет назад взаимодействие с Росреестром складывалось довольно тяжело. Не то что общественности, но даже Торгово-промышленной палате РФ трудно было наладить контакт. Сейчас руководство службы открыто для диалога. Как только Олег Александрович Скуфинский занял пост главы ведомства, очень многое изменилось, в том числе и роль Общественного совета. Потому я уверен, что ещё будет возможность увидеть и оценить нашу работу. Причём сделать это смогут все граждане.
Справка
Александр КАНЬШИН – председатель Общественного совета при Росреестре, генеральный директор, заместитель председателя совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооружённых сил (МЕГАПИР). Родился 14 апреля 1977 года в городе Орджоникидзе (Владикавказ). Окончил МГИМО. Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, член Совета ТПП РФ, член президиума Общественного совета при префекте СЗАО города Москвы. В январе 2021 года избран председателем Общественного совета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
Наладить работу по всей стране
– В нынешнем составе Общественный совет проработал уже немалый срок. Какие задачи были поставлены в начале его работы и насколько успешно удалось их решить?
– Согласно утверждённому положению основной целью работы Общественного совета является защита прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении Росреестром относящейся к сфере деятельности государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью ведомства. За период своей работы Совет на своих заседаниях рассмотрел целый ряд важных вопросов: об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, о предоставлении государственных услуг в области регистрации ипотеки, о повышении квалификационных требований государственных регистраторов, о государственной программе «Национальная система пространственных данных» и т.д.
Да, мы рекомендательный орган, однако к нашим рекомендациям прислушиваются. Сама работа Общественного совета строится в составе девяти комиссий: по государственной кадастровой оценке, по геодезии, картографии и развитии инфраструктуры, по развитию взаимодействия с профессиональными сообществами, застройщиками и саморегулируемыми организациями, по мониторингу качества государственных услуг, по взаимодействию с территориальными органами, Госкомрегистром и с Севреестром, по регистрации недвижимости, ведению ЕГРН, кадастровой деятельности и землеустройству, по реализации положения программы «Цифровая экономика», развитию онлайн-сервисов и электронных услуг Росреестра, по анализу проектов нормативных актов по вопросам деятельности Росреестра и подготовки предложений по совершенствованию законодательств, по обеспечению открытости деятельности Росреестра и взаимодействию с общественными советами при территориальных органах Росреестра, и последняя – по надзору за эффективностью использования бюджетных средств.
То есть круг вопросов очень широкий. Причём задача совета – не только смотреть за работой Росреестра, но и выдвигать инициативы, которые как раз появляются по итогам встреч с руководством ведомства и гражданами. К примеру, очень часто приходилось слышать вопрос – мол, ну когда же Росреестр заставит работать кадастровых инженеров хорошо? Но проблема в том, что кадастровые инженеры – это не часть Росреестра, они не находятся на службе. Но в их работе действительно есть системная проблема. И мы видим, что там требуется вообще кардинальная смена всей концепции их деятельности. Сама подготовка кадастровых инженеров никуда не годится, сам стиль их работы, который очень далёк от европейского. Потому нужна система образования кадастровых инженеров, нужен какой-то федеральный минимум для них.
Много вопросов вызывает кадастровая стоимость и её оспаривание, это сейчас злободневная тема. Не так давно Москва пересмотрела кадастровую стоимость, в связи с чем земля подорожала процентов на 30–40, увеличились суммы налогов. Естественно, справедливость такой оценки вызывает много вопросов. У меня коллега продаёт участок по Новорижскому шоссе. Кадастровая стоимость – 2 млн рублей, рыночная стоимость, по оценке эксперта, – 900 тыс. рублей. Как так может быть? Ведь кадастровая стоимость основывается на рыночной и, по идее, должна быть процентов на 10–20 ниже рыночной, тогда и вопросов у людей не будет возникать. Вопросом определения кадастровой стоимости земли долгое время совместно занимались наш Общественный совет и ТПП РФ. Результатом этих настойчивых усилий стали изменения, внесённые в ст. № 65 Земельного кодекса РФ. «Арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной ими муниципальной собственности, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случая, указанного в п. 2 ст. 39.7 настоящего Кодекса», – говорится в законе, вступающем в силу с 1 января 2024 года.
Ещё одна горячая тема – узаконивание. У нас у самих был такой опыт лет семь назад. Мы не могли где-то три года решить элементарный вопрос – узаконить перегородки в торгово-офисном здании. 12 раз подавали документы или больше, я даже счёт потерял. Дошло до того, что наняли кадастровых инженеров, специалистов, которые нам подсказывали, что и как. И всё равно не получилось. В чём причина? Оказалось, просто срабатывал механизм отказа. Потому сейчас и мы, и члены Общественного совета, и руководство Росреестра в лице Олега Скуфинского видим задачу так: наладить работу ведомства таким образом, чтобы гражданин, оплатив услугу, мог её получить качественно и в срок.
– Каким образом это планируется сделать?
– Главный принцип – деятельность Росреестра должна быть открыта для людей и понятна людям. Росреестр на ежегодной основе формирует ведомственный план по реализации Концепции открытости своей работы, а также Публичную декларацию целей и задач. В прошлом году началась системная работа по реализации данной Концепции, для чего была создана специальная рабочая группа и определены ключевые механизмы: информационная открытость, доступность проектов общественно значимых нормативных правовых актов, независимая антикоррупционная экспертиза и мониторинг правоприменения, работа с референтными группами и т.д. Общественный совет, со своей стороны, также активно участвует в повышении открытости работы Росреестра. В частности, был проведён «открытый диалог» с профессиональными участниками рынка недвижимости, прошло выездное совещание в городе Владимире совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей во Владимирской области.
Другое направление, которое непосредственно касается удобства взаимодействия граждан и Росреестра, – создание Общественной приёмной. Это будет внештатное объединение специалистов, экспертов, представителей общественности (в том числе членов Общественного совета), работающих на добровольной основе по различным направлениям. Общественная приёмная будет оказывать консультации по правовым вопросам, разъяснять нормы законодательства в сфере государственной регистрации и кадастровой деятельности, рассматривать обращения граждан и организаций, передавая их в соответствующие подразделения Росреестра и контролируя качество ответа. Таким образом, Общественная приёмная станет местом, куда гражданин или организация смогут обращаться в случае возникновения проблем по вопросам, связанным с работой Росреестра.
– Это всё здорово, но страна у нас очень большая – справятся ли одна Общественная приёмная и один Общественный совет с потоком запросов о помощи?
– Именно поэтому с самого начала мы стали налаживать работу с коллегами в регионах. Ведь при территориальных образованиях Росреестра также действуют свои общественные советы. И мы постарались увязать нашу работу в один узел, сделать её совместной. Как показала практика, несмотря на цифровизацию и развитие информационных ресурсов, до регионов иногда с опозданием доходят те или иные тренды. С другой стороны, в регионах тоже есть свой интересный уникальный опыт. Потому работа с регионами – это критически важно. Чтобы распространялся передовой опыт, чтобы происходила обратная связь – с этой целью проводим видеомосты с регионами с возможностью задать вопрос и получить тут же ответ от руководства Росреестра. Также сейчас создаётся региональная ассамблея Росреестра, которая поможет центру взаимодействовать с регионами. Чтобы те не варились в собственном соку, да и мы тоже. Это поможет распространить по всей стране столичный опыт работы с клиентской базой, совершенствования цифровых ресурсов, чтобы в конечном итоге ведомство было более клиентоориентированным. А это, как я уже говорил, является главным приоритетом.
– Сообщалось, что на одном из заседаний Совета поднимался вопрос об ускорении принятия закона, регулирующего риелторскую деятельность. Риелторы работают в России уже 30 лет, не поздно ли принимать закон?
– На наш взгляд, такой закон крайне необходим. Сегодня в частной собственности граждан находится 92,4% жилищного фонда, это около 3 млрд квадратных метров. Ежегодно совершается около миллиона сделок по продаже и покупке жилья. При этом очевидно, что действующее правовое регулирование совершения сделок с объектами недвижимого имущества не отвечает необходимому стандарту защиты интересов лиц, участвующих в совершении действий по его обороту. Не секрет, что подавляющее большинство сделок с недвижимостью, совершаемых гражданами, происходит с участием посредников-маклеров, или, как их сегодня принято называть, риелторов. Но вместе с тем риелторская деятельность в нашей стране нормативно никак не урегулирована! Попытки каким-то образом упорядочить работу риелторов неоднократно предпринимались с 1944 года, однако до настоящего момента какого-либо специального регулирования на уровне Федерального закона или иных нормативных актов федерального уровня так и не появилось. Показательный факт: несмотря на то что в крупных городах России рынок риелторских услуг уже выглядит достаточно цивилизованно, даже в Москве до 50% операций на вторичном рынке недвижимости проходит через «чёрных» маклеров. Из-за этого бюджет недополучает существенные суммы, и, что ещё серьёзнее, ежегодно фиксируется множество случаев мошенничества при обороте недвижимости, в связи с чем люди остаются и без жилья, и без денег. При этом мошеннические схемы осуществляются сегодня уже не только с бумажными документами, но и с цифровыми подписями.
Всё это говорит о том, что условия для регулирования риелторской деятельности, в том числе для принятия специального федерального закона, не то что созрели, а перезрели. Уверен, что такую позицию разделяют и многие граждане, и представители профессиональных сообществ.
– Как будет выглядеть такой закон?
– Конкретно об этом пока говорить рано. Тема очень сложная, а потому здесь нельзя действовать с наскока, нужно всё тщательно продумать и взвесить, чтобы потом не оказалось, что закон сырой и работает не так, как нужно. В целом закон должен однозначно раскрыть содержание риелторской деятельности, которое в полной мере должно соответствовать интересам и потребностям общества, уточнить основания приобретения и прекращения допуска к профессии, а также регламентировать требования к стандартам риелторской деятельности.
– Стратегические вопросы поднимаете…
– Так рынок недвижимости – это и есть по-настоящему стратегическая тема. Ведь его состояние как лакмусовая бумажка экономики. Как этот сектор себя чувствует, так в целом дела в экономике страны и происходят. К тому же, говоря о недвижимости, мы имеем в виду не только отдельную квартиру или объект. У нас проходила большая конференция, на которой обсуждалась роль Росреестра в системах управления развитием территорий. Взять, к примеру, вопрос сохранения малых городов России. Звучат инициативы сделать 600 каких-то агломераций, а малые города как таковые ликвидировать. Как это так можно вообще? Страна не может состоять из одних мегаполисов, большие города – они всегда тяжёлые для проживания. Недаром люди при первой же возможности стремятся куда-то уехать поближе к природе. И малые города, безусловно, нужно не ликвидировать, а развивать экономически. А заодно сохранять их облик. Потому что это вопрос эстетического воспитания, вопрос культуры.
А развитие ещё неосвоенных территорий? У нас с Китаем общая граница тянется на тысячи километров. При этом они у себя рядом с границей строят города, в которых уже живут по полмиллиона человек, идёт интенсивнейшее развитие, ВВП растёт по 10% в год. При этом китайцы тянут автобаны прямо к нашей территории. Говорят, это, мол, для развития экономики. Нет, нам самим нужно осваивать территории в Сибири, строить города. А для этого нужно всё правильно распланировать. А здесь без участия Росреестра и его качественной работы не обойтись.
– Замечаете, что что-то меняется к лучшему и труды не проходят даром?
– Опять же, пусть лучше люди это оценивают. Хотя для себя недавно и правда был рад отметить, что Росреестр начал действовать во многих вопросах решительно. Да, вопросов ещё много нерешённых и систему ещё предстоит настраивать. Зато есть понимание, как это делать, и желание довести всё до конца. Конечно, это требует времени. Но процесс идёт – это самое главное. Ведь наша конечная цель – улучшать жизнь граждан России. Я хочу, чтобы мои дети жили в счастливой стране.
Предоставление земель в России ускорят
Правительство рассмотрело законопроект, сокращающий сроки предварительного согласования и предоставления государственных и муниципальных земель. Документ был разработан при участии Росреестра и призван стать стимулом для развития жилищного строительства, сельского хозяйства и экономики в целом.
«Доступность и своевременное получение земельных ресурсов является важнейшей составляющей для реализации всех социально и экономически значимых проектов. Сокращение сроков предварительного согласования и предоставления земель будет способствовать их вовлечению в оборот, развитию экономического потенциала территорий», – отметил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.
Согласно законопроекту сроки принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сокращаются с 30 дней до 20. В случае если их схема расположения на кадастровом плане территории подлежит согласованию –
с 45 до 35 дней. Решение о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет приниматься в течение 20 дней вместо 30.