ТПП РФ: Проблема заключения контрактов в сфере градостроительства требует скорейшего решения

Контрактная система постоянно совершенствуется. Но до сих пор возникают проблемные аспекты, которые требуют своих решений. О проблеме заключения контрактов на выполнение работ в сфере градостроительства с подрядчиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, рассказала член Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием Татьяна Мачихина.

Приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования). Данный порядок предусматривает обязательное включение НДС в начальную (максимальную) цену контракта. При этом такой Порядок содержит методику составления проекта сметы контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений, согласно которой не только группы работ, но и НДС должен быть выделен отдельной строкой.

В соответствии с действующими правилами смета контракта является первичным документом для оплаты выполненных работ, изначально сгруппированных заказчиком в конструктивные решения (элементы), комплексы (виды работ). При этом включение в стоимость каждого конструктивного решения (элементы), комплекса (вида работ) НДС, не предусмотрено, т.е. по результатам торгов строка с НДС не может быть исключена.

По результатам закупки контракт заключается по предложенной участником закупки цене, но оплачивается в соответствии со сметой контракта. И вот тут начинаются проблемы. Как уже отмечалось ранее, изменить структуры проекта сметы при формировании сметы контракта, как приложения к контракту, нельзя. Все, что может сделать заказчик при заключении контракта – это уменьшить стоимость каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ и общую стоимость работ, пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта, предложенной подрядчиком (тендерный коэффициент).

В настоящее время подрядные контракты с участниками закупок, применяющими упрощенную систему налогообложения, заключаются в следующем порядке:

1) НДС остается в смете контракта, что вызывает проблемы у подрядчиков по оплате НДС;

2) В нарушение установленных правил строка НДС исключается из сметы контракта, а в целях заключения контракта именно по предложенной участником закупки цене, такая сумма (сумма из строки НДС) «раскидывается» заказчиками пропорционально на все строки сметы контракта, что приводит к искажению тендерного коэффициента (тендерный коэффициент в таком случае увеличивается), и как следствие проблемам заказчика с контрольными органами.

После вступления в силу приказа Минстроя России от 14.06.2022 №484/пр, распространившего действие приказа № 841/пр не только на казенные учреждения, но и на бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия, зачастую не имеющих в своем штате инженеров-сметчиков, проблема еще больше обострится.

Споры о стоимости работ, подлежащих оплате таким подрядчикам не утихают много лет, а решение проблемы никто не предлагает.

На мой взгляд, решением данной проблемы может стать элементарное изменение порядка формирования проекта сметы контракта, когда размер НДС будет включен в расчёт стоимости каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с последующим выделением суммы НДС в смете контракта в случае победы подрядчика, применяющего общую систему налогообложения. Для иных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, стоимость каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ в смете контракта будет скорректирована исключительно на тендерный коэффициент, что не приведет к изменению структуры сметы, и соответственно, не вызовет сложностей для заказчиков и подрядчиков, а также нареканий контрольных органов.

Источник: kapital-rus.ru