Добросовестный бизнес заинтересован в эффективном государственном контроле и надзоре за требованиями технических регламентов

Состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции,  Комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности и Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию.

Обсуждались вопросы восстановления государственного контроля (надзора) за исполнением требований 13 технических регламентов, а также за продукцией, включённой в единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 г. № 2425.

В заседании приняли участие председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев, вице-президент РСПП Александр Варварин, заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов, заместитель председателя Комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Юлия Шабала.

Федеральные органы исполнительной власти представляли директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин, директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России Вячеслав Бурмистров, заместитель руководителя Росстандарта Александр Кузьмин и помощник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - министра промышленности и торговли РФ Д.В.Мантурова Алексей Медников.

Также в заседании приняли участие руководители отраслевых объединений бизнеса – производителей трубной, электрокабельной, электротехнической продукции, радиаторов отопления, цемента.

Вступление в силу Федерального закона от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» привело к тому, что до настоящего времени не определены органы государственного контроля и надзора, обеспечивающие выполнение требований 13-ти действующих технических регламентов ЕАЭС и Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 г. № 2425.

Указанный вопрос поднимался на заседаниях комиссии Государственного совета РФ по направлению «Промышленность» 17.06.21 г., Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции 22.12.21 г., 24.06.22 г., а также на совещании у заместителя председателя Правительства РФ Юрия Борисова 31.03.22 г., однако, соответствующий государственный контроль и надзор не был восстановлен.

Помощник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - министра промышленности и торговли Д.В.Мантурова Алексей Медников в своем выступлении отметил, что обязательное подтверждение соответствия продукции (сертификация и декларирование соответствия) проводятся до поступления продукции на рынок и не могут заменить государственный контроль и надзор за продукцией, который проводится на другой стадии жизненного цикла продукции – на стадии обращения на рынке. При этом он отметил, что применение всех инструментов технического регулирования, как обязательного подтверждения соответствия, так и госконтроля (надзора) полностью соответствует международной практике в области технического регулирования.

Председатель Комитета ТПП РФ Сергей Пугачев в своем выступлении особо отметил, что в соответствии с Соглашением о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (заключено в г. Москве 16.02.2021) соблюдение юридическими лицами и физическими лицами обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза, подлежит государственному контролю (надзору) (статья 2 Соглашения). Также он отметил, что в соответствии с решением Рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере оценки соответствия (протокол от 20.10.2022 № 12) все члены рабочей группы поддержали принятие закона – спутника, представленного на рассмотрение в связи с принятием федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» только при условии сохранения государственного контроля и надзора за техническими регламентами.

Заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов особо отметил, что РСПП обратился с предложением о необходимости восстановления государственного контроля к вице-премьеру Денису Мантурову в июне текущего года, а в октябре данный вопрос был рассмотрен на заседании Бюро Правления РСПП. Члены Бюро Правления РСПП - руководители крупнейших компаний России - единогласно поддержали   необходимость восстановления государственного контроля и надзора. Консолидированная позиция РСПП направлена в Правительство Российской Федерации.

Участники заседания подробно обсудили необходимость восстановления государственного контроля и надзора за требованиями 13-ти технических регламентов Евразийского союза и Постановлением Правительства №2425 с целью защиты интересов добросовестных производителей и бизнеса России и стран ЕАЭС, а также защиты рынка от недоброкачественной, фальсифицированной продукции. Отмена государственного контроля и надзора за обязательными требованиями уже привела к резкому увеличению оборота фальсификата и сокращению производства и рабочих мест на предприятиях добросовестных производителей. Конкретные цифры и факты, иллюстрирующую данную ситуацию, привели на заседании представители отраслевых объединений бизнеса.

Выступившие на заседании руководители крупных отраслевых ассоциаций были единодушны в своем мнении: отсутствие государственного контроля и надзора является препятствием для добросовестного бизнеса, создает условия для проникновения на рынок недоброкачественной, фальсифицированной и опасной продукции.

Участники заседания в целом одобрили проект Резолюции, которая будет направлена в Правительство РФ, заинтересованные министерства и ведомства.

 

Департамент регионального развития, О.Нечаев