Реализация конституционных норм обеспечения принципов соцпартнерства в ЖКХ выходит на первый план благодаря поддержке ТПП РФ

15 сентября 2022 года состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Главной темой заседания стал вопрос реализации конституционных норм, обеспечивающих принципы социального партнерства при регулировании социально-трудовых и иных непосредственно связанных отношений, в первую очередь экономических.

Также были рассмотрены предложения Союза предпринимателей-работодателей Удмуртской Республики об освобождении от уплаты НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и инициатива Комитета о проекте закона, расширяющего список организаций, не подлежащих банкротству.

Открыл мероприятие председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков, который акцентировал внимание присутствующих на том, что тема социального партнерства на сегодняшний день выходит на первый план и Комитет будет серьезно заниматься ее развитием.

Вероника Межецкая, заместитель генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики, главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право», председатель подкомитета по кадровой политике и развитию отраслевой системы социального партнерства и профессиональных квалификаций Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства в своем выступлении обозначила основные проблемы сферы ЖКХ, среди которых нарастающий дефицит профессионалов отрасли из-за низких зарплат, низкий уровень профессиональных квалификаций работников, причиной чего является слабое участие отрасли в развитии национальной системы квалификаций и другие проблемы, которые можно начать решать с помощью внедрения в отраслевую систему конституционной нормы социального партнерства.

«Сейчас в ряде регионов Российской Федерации усилился негативный для работодателей «тренд», когда работники организаций подают коллективные иски в суд с претензией выплаты заработной платы в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ (ФОТС), но органы регулирования зачастую допускают в регулируемых тарифах уровень зарплаты ниже ФОТС. Проект тарифного закона, разработанный ФАС России, предполагает обязательный учет отраслевых тарифных соглашений на отраслевом уровне социального партнерства, но сейчас в законодательстве о тарифном регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения и обращения с ТКО имеются нормы, которые дают возможность органам регулирования не применять соглашения и по этой причине существует острая необходимость изменений в действующее тарифное законодательство». Эксперт внесла предложение разработать Концепцию развития системы социального партнерства, профессиональной системы квалификаций и сохранения кадрового потенциала в жилищной и коммунальной сфере как базовый документ для решения ряда имеющихся острых отраслевых проблем.

Юлия Евдокимова, заведующая Отделом социально-трудовых отношений Общероссийского отраслевого Профсоюза работников жизнеобеспечения отметила ряд проблем, с которыми сталкивается профсоюз в процессе реализации и развития социального партнерства. Первым серьезным препятствием в его развитии эксперт назвала несовершенство законодательства и нормативно-правового регулирования. «Несмотря на то, что теперь обеспечение и развитие социального партнерства стали конституционными нормами, до сих пор они не нашли отражение в ряде законов, подзаконных актов и документов, носящих более прикладной характер. Так, например, до сих пор в положения ФОИВов (Минстрой России, Минэнерго России, Минприроды России, ФАС России) не закреплены соответствующие полномочия, хотя профсоюз неоднократно давал такие предложения, в том числе на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Это упущение позволяет органам исполнительной власти дистанцироваться от полноценного участия в его развитии, уклоняться от подписания отраслевых соглашений, не принимать участие в содействии по их реализации, подготавливать и утверждать отраслевые НПА без согласования со сторонами соцпартнерства». Также среди имеющихся проблем реализации и развития социального партнерства Юлия Евдокимова назвала отсутствие полноценной структуры представительства работодателей, что не позволяет выстроить действенную и функциональную отраслевую систему социального партнерства для решения широкого круга отраслевых проблем и создает препятствия по реализации положений федеральных отраслевых соглашений и ряд других.

Владимир Нефедов, исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), член Экспертного совета по вопросам ЖКХ при ФАС России отметил, что ФОТС – это тот источник, который позволяет обеспечить финансирование расходов всех организаций ЖКХ, и ресурсоснабжающих и управляющих организаций, и внес предложения по внесению изменений в действующие документы ценообразования сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами, электроснабжения, газоснабжения и в Жилищный кодекс.

Анатолий Кочегаров, президент ОООР ЖКК, рассказал собравшимся, что Общероссийское объединение работодателей сферы жизнеобеспечения в целях развития социального партнерства разработало механизмы вовлечения в данные процессы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ОООР ЖКК подготовлен проект обращения к высшим должностным лицам субъектов РФ и региональная модель отраслевой системы социального партнерства (ОССП).

Заместитель председателя Комитета, генеральный директор ЗАО «Центр муниципальной экономики» Борис Хмельников в своем выступлении заострил внимание присутствующих на важности нормирования труда как одной из составляющих системы социального партнерства и отметил необходимость квалифицированной и профессиональной подготовки отраслевых норм труда федеральными органами исполнительной власти, что создаст возможность для формирования эффективных систем оплаты труда и позволит определить реальную потребность в кадрах в жилищно-коммунальной сфере.

Олеся Лещенко, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ отметила, что Минстрой не намерен самоустраняться от развития социального партнерства и поэтому в Стратегии развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года эта норма будет заложена. При этом весь вопрос в реализуемости экспертных предложений, ведь роста тарифов выше предельных индексов не будет по причине того, что это связано с платежом граждан. «Продекларировать можно все, что угодно, но нужно, чтобы любые наши инициативы можно было еще и применить без участия суда и Минстроя России».

Начальник отдела развития социального партнерства Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты РФ Михаил Блюм сообщил присутствующим, что в настоящее время Минтрудом России получено порядка 800 мотивированных отказов от Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ и министерство готово провести консультации с работодателями. Он дал информацию о том, что РТК в настоящее разрабатываются критерии мотивированности отказа от отраслевых соглашений.

Анатолий Лазаренко, председатель Правления Союза «Региональное объединение работодателей Тюменской области» предложил для развития отраслевой системы социального партнерства применять системный подход, с помощью которого возможно построить полноформатную систему дружественных оппонентов – работодателей, работников и органов власти и органов местного самоуправления. «В стране отсутствует нормативное определение что такое «отрасль», границы размыты, поэтому даже вид экономической деятельности называет себя отраслью. В таком случае хочется самим принимать решения или быть приближенным к центрам принятия решений. Однако Минстрой России пытается дистанцироваться от всех этих объединений. При таком раскладе очень сложно выстроить эффективную систему управления».

Вопросы систематизации функционирования отраслевого социального партнерства также освещались на заседании и нашли принципиальную поддержку у профессионального сообщества.

О проекте, расширяющего список организаций, не подлежащих банкротству, рассказал Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Предложено внести изменение в пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса РФ, в котором должно быть указано на недопустимость применения процедуры банкротства в отношении товариществ собственников недвижимости всех видов и жилищных кооперативов, самостоятельно управляющих собственными  многоквартирными домами.

Сусана Киракосян, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, рассказала о судебной практике за последние 3 года и увеличивающихся случаях привлечения председателей ТКЖ к ответственности, приравнивание их как членов коллегиального органа к статусу единоличного исполнительного органа с возложением на них всей полноты ответственности по долгам.

По вопросу повестки заседания об освобождении от уплаты НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выступил Рауф Кутдузов, председатель правления Союза предпринимателей-работодателей Удмуртской Республики. Также с поддержкой и о судебной практике начисления НДС в г. Екатеринбурге рассказал юрист Андрей Смирнов.

На заседании также присутствовали и выступили Леонид Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ ВШЭ, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ; Григорий Петренко, генеральный директор ОАО «Коммунэнерго», г. Киров; Евгений Блех, профессор РАНХиГС; Константин Белослудцев, генеральный директор АО «Роскоммунэнерго» и другие эксперты.

По итогам заседания Комитетом принято решение подготовить соответствующие предложения в органы государственной власти.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖК, В.Храновский

журнал «ЖКХэксперт: экономика и право»

Видео