Эксперты ТПП РФ: Проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года требует серьезной переработки

Проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года нужно писать заново в части стратегического развития жилищной и коммунальной сфер экономики. К такому выводу пришли эксперты Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства на своем заседании, состоявшемся 27 октября 2021 года в ТПП РФ.

Открыл и вел заседание председатель Комитета Андрей Широков. Он вынес на обсуждение следующие вопросы:

  1. Проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
  2. Создание подкомитета по предпринимательству в сфере комплексного благоустройства территорий и ландшафтной индустрии и проведение в ноябре 2021 года расширенного заседания Комитета - конференции на тему «Инновационные подходы к планированию и технологиям при формировании современной комфортной городской среды» совместно с Ассоциацией «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии».
  3. Проблемы правового регулирования рынка сжиженного углеводородного газа.
  4. Организационные вопросы.

Глава Комитета предложил начать работу с организационного вопроса и вынес на рассмотрение ряд изменений в составе и структуре Комитета. В результате из состава были исключены члены Комитета, утратившие с ним связь, приняты несколько новых членов, в структуре Комитета были определены два подкомитета: по газовому хозяйству и вновь созданный подкомитет по предпринимательству в сфере комплексного благоустройства территорий и ландшафтной индустрии, утверждены их председатели, а также заместители председателя Комитета.

С учетом создания подкомитета по предпринимательству в сфере комплексного благоустройства территорий и ландшафтной индустрии участникам было предложено перейти к рассмотрению второго вопроса о проведении в ноябре 2021 года расширенного заседания Комитета - конференции на тему «Инновационные подходы к планированию и технологиям при формировании современной комфортной городской среды» совместно с Ассоциацией «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии», представитель которой Нина Новосёлова вошла в состав Комитета и возглавила вышеназванный вновь созданный подкомитет.

Андрей Широков подчеркнул, что Комитет будет развивать новое, очень важное, направление своей деятельности – развитие предпринимательства в сфере комплексного благоустройства территорий и ландшафтной индустрии, которое тесно связано с благоустройством городской среды и сферой коммунального хозяйства. Слово было предоставлено президенту Ассоциации «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии» Игорю Воскресенскому, который коротко представил Ассоциацию, являющуюся объединением подрядчиков, производителей, архитекторов-проектировщиков, художников, дизайнеров и ученых, работающих в сфере благоустройства городской и природной среды, и предоставил слово Нине Новосёловой, которая рассказала об основных целях, задачах и проблемах, которые планируется поднять на расширенном заседании Комитета – конференции. Комитет признал важность и многообразие существующих проблем в области благоустройства территорий и ландшафтной индустрии и поддержал идею проведения и формат мероприятия.

Перейдя к обсуждению проекта Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, разработанного Минстроем России, председатель Комитета Андрей Широков рассказал о проделанной экспертами Комитета в оперативном порядке работе по подготовке заключения к поступившему из Минстроя России документу. Он подчеркнул, что Комитет дал «огромный толчок обсуждению темы развития модели «регионального оператора по управлению жильем», в том числе через выступления экспертов в ряде СМИ, и предложил обсудить некоторые «узловые» позиции проекта Стратегии, и, возможно, подготовить в адрес разработчика дополнительные и более развернутые замечания и предложения.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Дмитрий Гордеев назвал существенные недостатки этого документа, которые не позволяют поддержать этот документ. Среди них, сложность процедур проведения общего собрания собственников, невозможность передачи полномочий общего собрания совету дома, ограничение возможных форм проведения общего собрания единственной формой заочного голосования через систему, отсутствие мер борьбы с фальсификацией общих собраний, функции государственного жилищного надзора запараллелены с функциями муниципального жилищного надзора, не упоминаются как способ управления многоквартирными домами такие жилищные объединения как ТСЖ, ЖК, ЖСК и не предусмотрены меры по их созданию и поддержке.

Не предусматривается ответственность собственников в МКД, введением термина «профессиональное управление» подвергается сомнению действенность существующей системы лицензирования управляющих организаций и подтверждения квалификационного уровня их руководителей. Ключевым противоречием представленного документа является предлагаемая Минстроем России норма о развитии модели «регионального оператора по управлению жильём», гарантирующего возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД». По мнению эксперта, данная норма противостоит общему собранию собственников. Собственники будут отстранены от принятия решений по выбору управляющей организации, ее смене. «Можно предположить, что подготавливается почва для очередного передела рынка управления жилищным фондом в стране», - заключил Дмитрий Гордеев.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, генеральный директор ЗАО «Центр муниципальной экономики» Борис Хмельников обратил внимание участников на отсутствие увязки предлагаемых проектом Стратегии мероприятий с целями и задачами, для реализации которых они предназначены. В ряде случаев вообще не учитываются целые виды экономической деятельности в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Он отметил, что в разделе «7. Формирование комфортной городской среды» совсем не рассматриваются проблемы содержания и ремонта городских дорог, наружного освещения, содержания зеленых насаждений, обращения с ТКО. При этом значительная часть раздела посвящена вопросам организации похоронных услуг. В разделе кадрового обеспечения проигнорирован основополагающий фактор обеспечения привлекательности работы в сфере ЖКХ – доведение среднего уровня оплаты труда до среднерегионального значения и строгое соблюдение всеми сторонами условий социального партнерства, в том числе Отраслевого тарифного соглашения.

«В очередной раз в качестве одного из основных механизмов привлечения инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры рассматривается передача государственного и муниципального имущества в концессию. Вместе с тем, при рассмотрении практики применения концессионных соглашений мы неоднократно отмечали, что указанный механизм имеет весьма ограниченное применение, не дает ожидаемого существенного улучшения показателей функционирования коммунальной инфраструктуры и сопровождается лишь существенным ростом тарифов для потребителей», - заявил эксперт. Борис Хмельников подчеркнул в заключение, что в проекте Стратегии отсутствует экономическое обоснование предлагаемых мероприятий, не определены источники их финансирования и потребность в кадровых ресурсах.

Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, отметил, что проект Стратегии отстаивает не интересы граждан в повышении комфорта и безопасности проживания, а только интересы монополий. «Данным документом ликвидируется самоуправление, население воспринимается как неразумные существа, не способные на принятие самостоятельных решений», - подчеркнул эксперт.

В обсуждении приняли участие и отметили множество противоречий представленного проекта Стратегии директор НП СРО УН «КИТ» Елена Шерешовец, заместитель председателя Комитета Александр Вербицкий, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Сусана Киракосян, директор Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая, генеральный директор НП «Индустрия сервейинг» Юрий Павленков, руководитель ООО «УЖК» (Управляющая жилищная компания) Елена Камнева, член Общественного совета при Минстрое Московской области Евгения Петухова.

Участники высказали единодушное мнение, что проект Стратегии помимо ограничения прав собственников помещений в многоквартирных домах ведет к ограничению конкуренции в сфере управления многоквартирными домами, не учитывает проблемы обеспечения безопасности граждан, проживающих в многоквартирных домах, не предусматривает меры ответственности собственников помещений в МКД, не соответствует продекларированным в тексте проекта таким целям Стратегии, как «повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан, формирование конкурентоспособных отраслей ЖКХ».

В заключительном слове председатель Комитета Андрей Широков заявил, что развитие жилищной и коммунальной сфер и строительной отрасли нельзя объединять в одном документе. Это три самостоятельные сферы экономики, они различны по своей правовой и экономической природе и требуют разработки отдельных самостоятельных Стратегий развития.

Участники заседания Комитета также рассмотрели проблемы правового регулирования рынка сжиженного углеводородного газа. По этому вопросу выступил член Комитета, генеральный директор ООО «Газовый вектор» Андрей Вычужанин, который доложил, что Комитет в течение ряда лет поднимает на всех уровнях государственной власти проблемы, связанные с отсутствием должного регулирования данного рынка, выступает инициатором изменений нормативно-правовой базы и определения единого органа исполнительной власти, ответственного за оборот баллонов СУГ.

На данный момент существенного продвижения данных инициатив не произошло. При этом «сразу три взрыва бытового газа произошли только за одни сутки в российских регионах», отметил выступающий. План (дорожная карта) по созданию социально ориентированной системы газификации предусматривает развитие газификации через газораспределительные сети природного газа при условии наличия технической возможности. «А это, как говорят эксперты, не более 1% домохозяйств. И что делать гражданам России, проживающим в районах, куда газовая труба в ближайшие 15-20 лет не придёт ни при каких обстоятельствах, для которых СУГ в баллонах может стать единственной альтернативой для получения газа?». Президент страны предоставил «Газпрому» статус Единого оператора газификации, функции единого оператора возложены на ООО «Газпром газификацию». Эксперт внес предложение, которое было поддержано участниками заседания, направить в адрес этого единого оператора предложения, сформированные Комитетом, по модернизации рынка сжиженного углеводородного газа.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, Г. Силкина

Видео