Разработанный Минстроем России проект Правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах требует полной переработки

Состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства в формате видеоконференции. Модератором заседания выступил председатель Комитета Андрей Широков. В заседании приняли участие члены Комитета, представители Минстроя России – заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Олеся Лещенко и заместитель директора Правового департамента Любовь Заславская. К ВКС подключились представители торгово-промышленных палат из регионов: Алтайского края, Нижегородской области, Республики Бурятия, Архангельска, Новороссийска, Томска, Кировской области, Анапы, Апшеронска, Челябинской области и другие.

Во вступительном слове Андрей Широков прокомментировал темы для обсуждения, обозначил их актуальность для сферы ЖКХ.

Отметив особую значимость широкого обсуждения проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», разработанного Минстроем России, он сообщил, что в настоящее время проводятся публичные консультации по оценке регулирующего воздействия данного документа (https://regulation.gov.ru/projects#npa=102661) и необходимо до 23 июня 2020 года внести обоснованные замечания и предложения экспертного сообщества.

Документ разработан в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», устанавливает требования к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и объединяет постановления Правительства РФ:

- от 13.08.2006 N 491 (ред. от 23.11.2019) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

- от 15.05.2013 N 416 (ред. от 13.09.2018) «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»);

- от 03.04.2013 N 290 (ред. от 15.12.2018) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»);

- а также постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано в Минюсте России 15 октября 2003 г. №5176).

Проектом определен состав технической документации на МКД, состав общего имущества собственников помещений в МКД, а также предусмотрено разграничение по видам услуг и работ, оказываемых лицами, осуществляющими деятельность по управлению МКД.

Также проект предусматривает перечень видов работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в МКД, порядок взаимодействия лиц, осуществляющих управление МКД, с региональными операторами по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, техническими заказчиками, подрядными организациями и собственниками помещений в МКД, фонд капитального ремонта которого формируется на специальном счете, при проведении капитального ремонта общего имущества в МКД.

Заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и Городская среда» Дмитрий Гордеев кратко прокомментировал подготовленные им развернутые замечания и предложения по проекту Правил деятельности по управлению многоквартирными домами. Он выразил мнение большинства участников обсуждения, что «остается неясным основание для предлагаемых изменений. В пояснительной записке к проекту постановления отсутствует какое-либо обоснование наличия проблем, которые целесообразно решать исключительно с помощью принятия подзаконного нормативного правового акта, который прямо не предусмотрен ЖК РФ». «Без внесения в ЖК РФ изменений, устанавливающих поручение Правительству РФ комплексно урегулировать в одном нормативном правовом акте отношения в области управления МКД, в области содержания и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме принятие проекта постановления невозможно и преждевременно.

Кроме того, по мнению Дмитрия Гордеева, из представленного документа следует, что к управляющим организациям предъявляются новые требования, они наделяются новыми обязательствами, не предусмотренными ЖК РФ, и выполнять которые УО, ТСЖ и ЖСК не имеют экономических оснований, так как не предусмотрены договором об управлении с собственниками помещений в многоквартирном доме. «Это типичный пример установления нормативным правовым актом внедоговорных обязательств управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, не подкрепленных адекватной оплатой».

Вероника Межецкая, заместитель генерального директора ЗАО «Центр муниципальной экономики», в начале своего выступления отметила, что разработчики заслуживают благодарности за то, что начали развивать давно назревшую и поднимаемую Комитетом тему о необходимости разработки Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, которая должна быть основой индивидуальной экономики дома. К сожалению, как отметила Вероника Анатольевна, разработчик понял только необходимость такой Инструкции, но не постигает ее сути. А это база, от которой нужно отталкиваться. Эксперт обозначила, что представленный документ противоречит ЖК РФ, содержит расплывчатые формулировки и, наоборот, не содержит такие важные определения, как многоквартирный дом, техническая эксплуатация, текущий ремонт, капитальный ремонт, необоснованно предусматривает новые виды работ для УО, ТСЖ, ЖСК. Документ должен быть прописан с точки зрения безопасности проживания в доме, быть четким и понятным для всех, кто его должен выполнять, и для управляющих организаций, и для собственников, и для надзорных органов. Этот документ, по мнению Вероники Межецкой, написан для юристов и совсем не ориентирован на собственников.

Выступившие в ходе заседания Александр Толмачев - заместитель председателя Союза Юристов Москвы; Александр Вербицкий - заместитель председателя Комитета; Юрий Павленков - генеральный директор Некоммерческого партнерства «Индустрия Сервейинг»; Татьяна Подберецкая - генеральный директор Управляющей компании «Прометей»; Борис Хмельников - генеральный директор ЗАО «Центр муниципальной экономики», Александр Павленко - президент СРО Некоммерческое партнерство управляющих недвижимостью «Совладение», Константин Швецов – заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства, ЖКХ и земельным отношениям Южно-Уральской ТПП, отметили множество юридических, технических и экономических коллизий, отсутствие комплексного подхода, который должен упростить восприятие и выполнение положений данного НПА, невнятный понятийный аппарат, отсутствие логичной и стройной структуры документа и обоснованно предложили представленный проект Правил деятельности по управлению многоквартирными домами отклонить.

Татьяна Вепрецкая - директор СРО АНП «Национальный Жилищный Конгресс», в своем выступлении предложила более мягкую формулировку. Она отметила, что «многие положения проекта Правил продиктованы жизнью и уже работают, многие ошибочные вещи, вызывавшие отторжение, исключены, и проект позволит сбалансировать рынок». По ее мнению, документ действительно содержит большое количество недостатков и требует доработки.

Заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Олеся Лещенко поблагодарила участников дискуссии за то, что оперативно подключились к обсуждению. По ее словам, проект ориентирован как на собственника, так и на управляющие организации, а еще будет применяться органами госжилнадзора при проведении проверок. Министерство готово рассмотреть все конструктивные замечания по документу. Она отметила, что цель данного проекта – исключить все морально устаревшие акты, сократить и оптимизировать обязательные требования к рамках «регуляторной гильотины».

Андрей Широков, подводя черту, отметил: «Документ сырой. Делается попытка выполнить требование по сокращению регуляторной базы и объединить 4 основополагающих документа в сфере управления многоквартирными домами, эксплуатации и содержания  многоквартирных домов на территории Российской Федерации без анализа правоприменения данных актов, без научного и практического обоснования. Проект постановления совершенно не ориентирован на собственника, а вся ответственность по-прежнему возлагается на управляющие организации».

«Общий вывод по итогам обсуждения, что в целом рассмотренный проект постановления подготовлен без должного правового основания, содержит много противоречий нормам ЖК РФ, не соответствует принципам «регуляторной гильотины», не обеспечивает принципа равного распределения ответственности управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и собственников помещений в многоквартирных домах и не может быть поддержан», - заключил председатель Комитета.

Участники поддержали решение направить в Правительство РФ обращение ТПП РФ с предложением пересмотреть вопрос отмены 4-х фундаментальных федеральных НПА и создания на их базе единого документа без надлежащей проработки с участием экспертного профессионального сообщества, научного и экономического обоснования.

В настоящее время предложения по проекту Правил деятельности по управлению многоквартирными домами обобщаются и подготавливаются для направления в Правительство РФ.

В ходе заседания был также обсужден проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях урегулирования порядка передачи в собственность ресурсоснабжающих организаций, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для транспортировки, подачи и приготовления коммунального ресурса непосредственно его потребителям в многоквартирные дома», разработанный Минстроем России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=101657, ID проекта: 02/04/04-20/00101657).

Законопроект в мае-июне 2020 года рассматривался экспертами в рамках оценки регулирующего воздействия и не получил единодушной поддержки. Законопроект создает дополнительную нагрузку на муниципальные бюджеты, противоречит интересам как застройщиков, так и ресурсоснабжающих организаций, а также принципам государственной политики по обеспечению целостности и единства коммунальной инфраструктуры и требует дополнительного обсуждения для выработки схемы передачи права собственности на объекты инженерной инфраструктуры, отвечающей интересам всех заинтересованных сторон, в том числе собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

По итогам обсуждения подготовлены и направлены разработчику замечания и предложения по законопроекту (размещены в разделе «Инициативы» на странице Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства).

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере

жилищного и коммунального хозяйства