Без тщательной оценки последствий не целесообразна ратификация Парижского соглашения по климату, считают эксперты ТПП РФ

8 августа состоялось заседание Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса на тему: «Формирование позиции предпринимательского сообщества по проблеме ратификации Российской Федерацией Парижского соглашения ООН по климату».

Модератором заседания выступил заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Генадий Шмаль.

Открывая заседания, он отметил, что Комитет регулярно рассматривает вопрос последствий присоединения России к Парижскому соглашению для топливно-энергетического комплекса и других отраслей промышленности и введения национального углеродного регулирования. Говоря о перспективах его ратификации, Генадий Шмаль отметил, что Комитет не выступает категорически против, а считает крайне важным провести глубокую предварительную оценку негативных последствий и рисков. Только на основе взвешенных предложений в адрес Правительства Российской Федерации возможно принимать подобные решения.

С основным докладом выступил руководитель рабочей группы по энергоэффективности и парниковым газам Комитета, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко. Он отметил, что перспектива постановки вопроса о ратификации Соглашения вызывает закономерные вопросы, первый из которых: оценка социально – экономических последствий участия России в соглашении. Пока нет данных о наличии серьезных аналитических проработок по этой проблеме, что не может вызывать вопросы по степени обоснованности принимаемых по данному вопросу решений.

Отсутствие оценки последствий, неопределенность политической ситуации, связанная с отказом от Соглашения таких крупнейших стран как США, Бразилия и Турция вызывает сомнения в целесообразности поспешной ратификации Соглашения, особенно, если учесть, что его модальности и процедуры не полностью доработаны. Такое положение дает нам возможность отложить ратификацию до наступления полной ясности по характеру всех модальностей Соглашения, а образовавшийся резерв времени – использовать для более детальной проработки социально-экономических последствий участия России в Соглашении. Здесь важно не забыть тот опыт, который был наработан в ходе подготовки к ратификации Киотского протокола и включал комплекс мер по общенациональному обсуждению условий ратификации и проработку соответствующих оговорок в законе о ратификации, обеспечивших России свободу рук в отношении дальнейшего участия в режиме обязательств Протокола.

С оценкой последствий ратификации Соглашения для отрасли энергетики выступил заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Петр Бобылев. Он отметил, что Минэнерго России активно участвует в обсуждении данной темы, поскольку электроэнергетика является тарифицируемым сектором экономики. Введение любых новый платежей для ее субъектов, в том числе углеродного налога, повлечет рост тарифов. Как следствие, возрастет плата потребителей, которыми являются и промышленные предприятия, и население. Следовательно, подобное решение может вызвать негативные социально-экономические последствия.

Оценивая риски, Петр Бобылев также обратил внимание участников на то, что российская электроэнергетика по объему является четвертой в мире. Следовательно, является и одним из крупнейших мировых эмитентов парниковых газов. При введении ограничений на выбросы у российских компаний будет два пути: или изыскивать огромные средства на закупку нового технологического оборудования, или снижать объемы производства.

Представитель министерства призвал активнее использовать иные методы сдерживания парникового эффекта. В частности, за последние 5 лет благодаря программе повышения энергоэффективности совокупные выбросы загрязняющих веществ в отрасли снизились с 2,5 млн тонн до 2,1 млн тонн.

Представители металлургической промышленности Дмитрий Красков из ПАО «НЛМК» и профессор НИИЧермет им. Бардина Леонид Шевелев рассказали, что ратификация Парижского соглашения по отрасли нанесет как минимум двойной удар.

Во-первых, металлурги являются крупнейшими потребителями электроэнергии, стоимость которой повысится с введением квот и платы. Во-вторых, предприятия отрасли будут и сами плательщиками углеродного налога как эмитенты. При этом платежи за выбросы отдельных загрязняющих веществ, например метана, будут уплачиваться дважды.

Начальник отдела Управления СМК ПАО «Аэрофлот» Татьяна Туранская проинформировала участников о конкретных углеродных платежах, которые выплачивает авиакомпания в иностранных юрисдикциях, над территориями которых осуществляются полеты. При этом было отмечено, что и международное регулирование ИКАО и национальное законодательство зарубежных стран, в первую очередь, постоянно вводит дополнительные платежи для авиакомпаний, что становится существенным финансовым бременем.

Начальник отдела гидрометеорологии и климата Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и мирового океана Минприроды России Андрей Чайка представил участникам позицию Министерства при подготовке предложений о ратификации Парижского соглашения.

В дискуссии приняли участие заместитель генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго России Алексей Беднов, заместитель директора по производству ООО «Газпром энергохолдинг» Сергей Петелин, главный эксперт Национального института развития РАН Владимир Волков.

По итогам заседания участники поддержали проект резолюции. После доработки документ будет направлен в отраслевые министерства, а также в рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по направлению «Экология», где данный вопрос запланирован к рассмотрению в сентябре 2019 года.

Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, Н.Солдатова