Развитие кадрового потенциала для отраслей минерально-сырьевого комплекса

26 ноября в рамках программы V Национального горно-промышленного форума состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК и НП «Горнопромышленники России» на тему: «Развитие кадрового потенциала для отраслей минерально-сырьевого комплекса». Модератором заседания выступил заместитель председателя Комитета, генеральный директор НП «Горнопромышленники России» Александр Вержанский.

В октябре 2019 года Александр Вержанский вошел в новый состав Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

В рамках заседания были рассмотрены вопросы:

  • Кадровое и научно-технологическое развитие горной промышленности с учетом реализации национальных проектов «Образование» и «Наука»;

  • Развитие системы профессиональных квалификаций для отраслей минерально-сырьевого комплекса. Гармонизация профессиональных и образовательных стандартов;

  • Подготовка специалистов по правовым вопросам недропользования и технологиям замкнутых сырьевых циклов.

По вопросам повестки выступили руководитель департамента УК «Металлинвест» Ринат Исмагилов, советник ректора Дальневосточного федерального университета Александр Вартанов, директор Института горного дела, геологии и геотехнологии Сибирского Федерального университета Владимир Макаров, директор высшей школы управления человеческим капиталом Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Кириллов, проректор по дополнительному образованию НИТУ «МИСиС» Вадим Петров, советник ректора ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА в Санкт-Петербурге Светлана Лаврова, заведующий кафедрой «Горное дело» Белгородского государственного технического университета им. Шухова Виктор Дмитриенко, проректор по обеспечению деятельности Тюменского индустриального университета Владимир Бауэр.

Рассматривая вопросы кадрового обеспечения отрасли, участники заседания отметили, что по итогам экспертизы пакета разработанных в последнее время проектов федеральных образовательных стандартов Российская академия образования сформулировала около 500 замечаний. В том числе: «проекты стандартов опираются на неясную методологическую и научно-методическую основу, которая не отвечает "вызовам эпохи" современного технологического развития». За этим замечанием можно разглядеть неполноту отраслевых документов стратегического планирования, в том числе стратегии научно-технологического развития; нечёткость заказа работодателей на профессионалов современного уровня; неготовность высшей школы к профессиональному ответу «на вызовы эпохи» по разным причинам при одновременном недостатке доверия работодателей к высшей школе относительно того, что она может подготовить выпускников к ответу на упомянутые вызовы.

На фоне изменения федеральных образовательных стандартов, принятия профессиональных стандартов и создания инструментов независимой оценки профессиональных квалификаций, быстро растут корпоративные институты, аспирантуры и академии. Компании вкладывают в них немалые деньги. ПАО «ЛУКОЙЛ» вложило в 2018 году – 828 млн рублей, ПАО «Газпром нефть» 707 млн рублей. Они формируют карты профессиональных компетенций работников. Участники заседания отметили, что это полезный и перспективный документ, особенно в эпоху цифровизации и больших данных.

В открывшейся дискуссии уточнялась позиция высших учебных заведений относительно качества проекта федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации». Общественное обсуждение этого документа завершается 31 декабря текущего года.

Участники отмечали, поскольку существуют различные профессиональные сети, необходимо внимательно изучить их возможности на перспективу. Если компетенции профессионального портрета соискателя дополнить перечнем личных достижений и результатами различных профессиональных тестов, то получится очень полезный для хэд-хантеров документ. Центр независимой оценки квалификации, в этом случае, может быть дополнен функциями тестирования различных индивидуальных качеств специалиста.

Участники заседания подчёркивали, что основная задача корпоративного обучения - сохранять и развивать человеческий ресурс в рамках целей устойчивого развития. В рыночной экономике человеческий ресурс – важная категория. Но в настоящее время уверенно говорят не о работниках компании, не о персонале, а о «людях компании». И публичные компании готовят отчёты по устойчивому развитию на основе международных стандартов. Причём, их рыночная капитализация зависит, в том числе, от того, какие условия они создают для развития персонала.

Сегодня формируются разные системы, направленные на профессиональную подготовку и переподготовку специалистов. Учреждения высшего профессионального образования, система корпоративного обучения, центры независимой оценки квалификации.

Утверждено более 1200 профессиональных стандартов. Разработано в несколько раз больше. Более ста находятся в разработке отраслевых советов по профессиональным квалификациям. Федеральных государственных образовательных стандартов существенно меньше. Участники заседания отмечали, что началась актуализация ранее утвержденных профессиональных стандартов. Этот процесс требует осмысления. На актуализацию одного стандарта уходит год. По содержанию процедур – это утверждение нового стандарта. Все стандарты утверждает министр. Для проверки соответствия специалиста требованиям профстандарта проводится независимая оценка квалификации. Ее приходится проходить повторно в центрах оценки квалификации. Это помимо аттестации, проводимой Ростехназором.

Анализ данных показывает, что, во-первых, предприятия не очень охотно направляют своих сотрудников в центры для независимой оценки квалификации. По собственной инициативе граждане это делают нечасто. Учреждения высшего профессионального образования на деле не видят в профессиональном стандарте некоего перечня требований, почти технического задания работодателя на подготовку высшей школой специалиста. При этом работодатели всего мира предпочитают доучивать и переучивать своих сотрудников в соответствии с корпоративными планами перспективного развития.

Участники заседания отметили опыт развития системы профквалификаций в Республике Казахстан. Сначала она была перегружена бюрократическими процедурами, но затем остановились на том, что профстандарт разрабатывают отраслевые советы работодателей, а утверждает стандарт Национальная палата предпринимателей, и внесли предложение изучить этот опыт.

В ходе дискуссий экспертов в области недропользования и горнопромышленной деятельности регулярно возникает вопрос о необходимости подготовки юристов, специализированных на российском, союзном и зарубежном законодательстве в области экологии в целом, природопользования и недропользования – в более узком смысле. Известно, профстандарты в области юриспруденции исчисляются единицами.

Учитывая усиление экологических требований, «антипарниковой» политики, формирование экономики замкнутых сырьевых циклов, развитие инвестиционного законодательства в минерально-сырьевой сфере, необходимы специалисты высокой квалификации, учебники, образовательные программы.

Были затронуты также другие вопросы подготовки кадров для горно-промышленного комплекса.

 

Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, Н.Солдатова