Регионы России. Эмбарго по экономике. Какими будут последствия запрета продажи углеводородов из России

С середины апреля страны Европы обсуждают пакет санкций, затрагивающих российскую нефть. Через полтора месяца европейцы все-таки пошли на нефтяное эмбарго против России. Очередь за запретом на поставки в Европу российского газа, который быстро не может быть принят из-за серьезных противоречий между странами. Оцениваем последствия отказа  от российских углеводородов для стран Европы и остального мира. Также взвешиваем риски для собственной экономики.

Нестабильная Европа

В конце мая в ходе саммита в Брюсселе Европейский союз достиг соглашения о частичном запрете на импорт российской нефти в рамках шестого пакета санкций. Запрет коснулся морских поставок, оставив без ограничений экспорт по трубопроводам, по которым члены ЕС, включая Венгрию, Германию и Польшу, получают около трети сырья. Полтора месяца страны Европы не могли договориться между собой – Венгрия, получающая 60% нефти из России, была против. По информации зарубежной прессы, ограничение только морских поставок стало компромиссным решением именно из-за жесткой позиции Венгрии – поставки по газопроводу «Дружба» трогать не стали. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, под исключение попало около 10% поставляемой в Евросоюз нефти. Но подобное послабление уже поспешили назвать временным. Президент Евросовета Шарль Мишель отмечал, что импортирующие нефть по трубопроводу страны должны найти иных поставщиков топлива.

Страны Европы долго решались на частичный отказ от российской нефти, хотя США отказались от поставок черного топлива из России еще в начале марта. Теперь очередь за газом. Но этот выбор коллективной Европе сделать еще труднее. В конце апреля глава фракции правоцентристской партии в верхней палате итальянского парламента  «Вперед, Италия!» Анна Мария Бернини заявила, что эмбарго на поставки газа из России неосуществимо и Италия не пойдет на такой шаг – это станет сильным ударом для экономики страны. По словам Анны Марии Бернини, далеко не все европейские страны готовы пойти на это, так как последствия такого выбора станут ударом именно для них, а не столько для России, в свою очередь «для Италии закрытие кранов означало бы остановку машин, производства и работы». Власти Италии сейчас заявляют о цели достичь полной независимости от российского газа, но в течение полутора-двух лет. Сейчас же российский импорт голубого топлива обеспечивает 40% потребностей страны.

Негативно к отказу от российского газа относится и Австрия. В конце апреля министр финансов Австрии Магнус Бруннер заявлял, что Вена не поддержит введение эмбарго на газ из России, поскольку эта мера сильнее затронет экономику страны: промышленность Австрии настолько зависима от российского газа, что у страны просто «нет выбора». Австрия получает 80% своего голубого топлива из России – шансов нет, что в скором времени Вене удастся перевести свою энергетику на альтернативные источники. Тем не менее, уже в начале июня по риторике австрийских властей стало понятно, что их национальные интересы для коллективного Запада особой ценности не представляют: теперь ежегодно в 2022-2025 гг. в Австрии будут выделять по 100 млн евро на переход к использованию природного газа из других стран. Таким образом, установка на отказ от всего российского в Европе важнее экономический стабильности входящих в нее стран.

Как прокомментировал «Регионам России» президент Союза нефтепромышленников России Генадий Шмаль, предугадать, до какой степени в этом противостоянии России готовы пойти европейцы крайне сложно, потому что все их последние действия они совершают себе же во вред.

Генадий Шмаль

«В целом Европа на 25% зависит от российской нефти, а по газу еще больше – более 40%. Очень многие бизнесмены выступают против эмбарго и ищут пути, как решить этот вопрос. Какие-то пути находятся. Но проблема европейцев еще и в том, что заводы, особенно если нефтеперерабатывающие, готовились и проектировались под конкретную нефть. Поэтому заменить сразу российскую нефть на что-то другое весьма проблематично. Нужна соответствующая подготовка и т.д.», – объясняет президент Союза нефтепромышленников России Генадий Шмаль.

И словно в доказательство этого неоднозначно на саммите ЕС в Брюсселе выступил канцлер Германии Олаф Шольц. На практике немецкое правительство уже столкнулось с серьезными трудностями при отказе от российской нефти, сообщила Handelsblatt. Крупный нефтеперерабатывающий завод в Шведте теперь не может работать, потому что раньше использовал только российскую нефть. Одно это предприятие  снабжало топливом большую часть Восточной Германии, включая аэропорт Берлина. Порядка 90% испускаемого топлива в районе Большого Берлина и самого Бранденбурга поступает из Шведта. И пока правительство Германии не может обеспечить работу завода без российских поставок, признал Шольц.

Ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин подтвердил, что нефтеперерабатывающие заводы Европы были технологически устроены под Urals – наш российский сорт нефти. В комментарии «Регионам России» эксперт назвал введение частичного эмбарго на российскую нефть – не экономическим, а политическим решением.  

«Это ни экономически, а политически мотивированное решение,  сделанное под давлением США. Оно привело к тому, что и компаниям, и странам Евросоюза приходится нести дополнительные расходы. Теперь им надо проводить модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов. Это требует определенного времени,  еще кое-каких логистических издержек. Нефтяной рынок все понимает и реагирует: повышает цены», – объясняет Ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин.

Эксперт добавляет, что даже международные специалисты прекрасно понимают, что Россию нельзя исключить из глобального рынка, потому что наша страна стоит в одном ряду с Саудовской Аравией и США и является одной из ведущих в плане нефтедобычи. Но происходящее сейчас продиктовано не экономической логикой, а политическими установками, по которым пока невозможно давать каких-либо прогнозов.

Европейцы беднеют

Накануне официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что нефтяное эмбарго против России только усугубляет положение стран, проводящих антироссийскую политику. По ее мнению, выходов у США нет. Мария Захарова обратила внимание, что в некоторых СМИ уже появилась информация о подталкивании США своих углеводородных гигантов, включая Chevron, к сотрудничеству с Венесуэлой, обещая защиту от санкций.

«Как-то совсем забыты все посулы «зелёного перехода» и «духа Глазго», и американские эмиссары срочно ищут углеводороды – нефть и газ – по всему земному шару: в первую очередь, для себя, а во вторую – для европейцев, которых они втянули в эту санкционную яму», – оценила сложившуюся ситуацию официальный представитель МИД РФ.

Первое и очевидное негативное последствие – растущие цены на моторное топливо. Со ссылкой на отраслевые исследования Sky News сообщает, что в Великобритании средняя стоимость бензина 7 июня превысила отметку в £1,785 ($2,24) за литр – это самый высокий показатель за всю историю ведения статистики в стране. В Эстонии розничные цены на моторное топливо достигли рекордного уровня в €2 за литр, и это еще не предел, передал гостелеканал ETV со ссылкой на члена правления крупнейшей сети АЗС в Эстонии Alexela Тармо Кярсна. Он объяснил, что для жителей страны это имеет серьезные экономические последствия – теперь заправить полный бак автомобилистам приходится на €50 дороже, чем в прошлом году. На фоне частичного эмбарго российской нефти за неделю резко выросли цены на топливо и во Франции – на 7 июня средняя цена на бензин составила €2,066 за литр, на дизель – €1,9615. Произошел самый большой скачок стоимости для бензина с 14 марта. Можно считать это первым сигналом неминуемых последствий для всей Европы.

Поляки уже начали возмущаться иррациональной политике властей, толкающей их за черту бедности.  Начали проводиться своеобразные акции протестов автомобилистов – так в Бельско-Бяла (346 км к югу от Варшавы) десятки водителей оставили свои авто на одной из заправок, тем самым полностью заблокировав к ней въезд. При разбирательстве все они сослались на неисправность машин, поэтому нарушителями закона признаны не были. На этом поляки решили не останавливаться, и сейчас в соцсетях обговаривают будущие протестные акции. Новая идея – пить медленно на заправках кофе, тем самым не давая другим автомобилистам заправиться. 11 июня в Варшаве протест автомобилистов получился самым массовым – было заблокировано более 160 заправочных станций Orlen – крупнейшей в Польше нефтеперерабатывающей компании. 

Это в Польше население пока действует не агрессивно, но мы все прекрасно помним о движении «желтых жилетов» во Франции, которое появилось из-за роста цен на топливо, а в дальнейшем аккумулировало в своих лозунгах ключевые социальные требования европейцев. На площади протестующие в ярких жилетах вышли осенью 2018 года, а избавиться от них Франция смогла только в середине 2019 года. И если тогда урегулировать ситуацию можно было внутренне, то из-за диктата Евросоюза вряд ли вспыхнувший очаг напряженности французским властям удастся потушить. 

Осложняет ситуацию нежелание особо упрямых европейских партнеров выполнять вынесенные российскими поставщиками требования по газовым сделкам. И это не прагматичное упрямство лишь создает для Европы дополнительные проблемы. Потому что теперь и наши нефтегазовые гиганты стали играть в политику.  Так глава Федерального сетевого агентства Германии Клаус Мюллер прогнозирует неизбежный рост цен на газ после решения «Газпрома» не поставлять его датской Orsted Salg и британской Shell из-за отказа платить по предложенной схеме с открытием рублевого счета. Об этом немецкий политик заявил в интервью Der Tagesspiegel, добавив, что «если гайки и дальше будут закручивать, пусть даже небольшими шагами, газ станет еще дороже».

И сейчас, чтобы заранее подготовить европейцев к холодной зиме и сэкономить топливо на потреблении, Международное энергетическое агентство (МЭА) призывает снизить температуру в домах на 2 градуса и сократить скорость движения на дорогах на 10 км/ч. В первом случае удастся сохранить около 20 млрд куб. м природного газа, сопоставимые с тем, что идет в Европу по «Северному потоку – 1». Во втором – получится сэкономить примерно 500 тыс. баррелей нефти в сутки, что равнозначно объему увеличенной добычи  стран ОПЕК+ в месяц. Посмотрим, насколько предложенные европейцам ограничения окажутся действенными в заведомо невыгодном для Европы противостоянии с Россией.

Ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин считает, что пока европейцы не смогут заместить российскую нефть, цены на топливо будут расти. И теперь вопрос с урегулированием цен в Европе на бензин и дизель напрямую зависит от того, как быстро они смогут заместить российскую нефть. Но есть и другой вариант – обход эмбарго.  

«Одно дело декларировать эмбарго и другое – его соблюдать. Мы уже встречали примеры, когда те же европейские компании прекрасно брали российское топливо в обход санкций, мешая его или не называя его российским. Бизнес просто придумывал какие-то технологические способы ухода от «токсичности» российских нефтепродуктов. Поэтому не исключаю возможность, что в каком-то смешанном виде Европа продолжит потреблять российскую нефть и дальше, не делая никаких заявлений», – считает Дмитрий Полохин.

Эксперт также подчеркивает, что на введение газового эмбарго Европа не пойдет. Это может обернуться слишком существенными экономическими последствиями для западных стран: одна только Германия полностью лишится в таком случае своей химической промышленности.

«На эмбарго газа никто не пойдет – это однозначно, потому что они это прекрасно понимают. Они сами признают, что пойти на газовое эмбарго не смогут. В ближайшие 2-3 года этого не будет точно. У них нет возможности заменить наши газовые поставки», – комментирует эксперт Полохин.

Не проблемы России

Ситуация с запретом энергоносителей из России сейчас разворачивается своей самой неприятной стороной самим санкционерам. Вся проблема продажи российской нефти сводится сейчас к поиску новых рынков сбыта.

«Мы просто перенаправим свою нефть на другие маршруты. Это только даст нам дополнительную логистику и, может, какие-то небольшие временные ограничения, которые я думаю, мы в ближайшее время преодолеем», – предполагает ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин.  

Президент Союза нефтепромышленников России Генадий Шмаль считает, что мы можем успешно торговать нефтью с Индией, где расположен крупнейших в мире нефтеперерабатывающий завод мощностью в 70 млн тон в год.

«Индусы построили колоссальный завод, а своей нефти у них нет. Поэтому им мы сейчас и продаем», – комментирует «Регионам России» президент Союза нефтепромышленников России Генадий Шмаль.

Однако наши индийские партнеры, пользуясь случаем, сейчас приобретают наши энергоносители с большим дисконтом  –  в начале мая стало известно, что Нью-Дели собирается покупать российскую нефть меньше, чем за $70 за баррель с мотивацией компенсировать ограничительные меры в области страхования, а также давление США. Когда на рынке цена за баррель эталонной марки Brent в настоящее время составляет около $105. Тем не менее, торговаться в текущей ситуации мы пока не можем. По данным Министерства торговли, поставки российской нефти в Индию только за март выросли в 1,5 раза – 396,9 тыс. тонн. Мы торгуем дешевле, но зато занимаем долю перспективного рынка. Как сообщает Reuters, Россия уже вытеснила Саудовскую Аравию из индийского нефтяного рынка, став вторым импортом после Ирана. В мае на российскую нефть приходилось уже около 16,5% всех энергетических импортных объемов Индии. Увеличение экспорта российской нефти связано с рекордными скидками на энергоноситель из России, обусловленными частичной потерей западных рынков из-за санкций, констатирует агентство.

Что касается экспорта природного газа, несмотря на заверения европейцев, нам следует искать новые направления для экспорта. По мнению президента Союза нефтепромышленников России Генадия Шмаля, Африка может стать главным стратегическим направлением продажи нашего природного газа.

«Именно там сегодня огромное количество людей – миллиарды людей, которые вообще не знают что такое электричество. В Африке большой дефицит не только нефти, а главным образом нефтепродуктов: там мало заводов и поэтому им многое нужно. Нам, конечно, надо думать о том, каким же образом  это сделать. И здесь, конечно, нас выручит СПГ, который можно поставлять в любую точку. Но надо принимать определенные меры для создания приемных терминалов и т.д. Работа предстоит большая», – считает эксперт нефтегазовой отрасли Генадий Шмаль.

Есть еще один выход – в условиях не особо прибыльной для нас конъюнктуры начать хранить энергоносители до лучших времен.  Еще в 2021 году президент Союза нефтепромышленников России Генадий Шмаль предлагал и писал записку в Минэнерго о необходимости создания у нас стратегических запасов нефти, подобные тому, что есть в США, Китае, Южной Корее, Индии и некоторых странах Европы, например, Австрии. Тогда на предложение одного из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири в министерстве ответили отказом: нет, это дорого.

«Вот сейчас бы это очень пригодилось. Можно было бы закачать нефть в эти хранилища и до лучших времен ее держать. Но что сделано, то сделано», – сообщил он в разговоре с «Регионами России».

Идею создание хранилища энергоносителей в целом поддерживает и ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин. По его мнению, такойрезерв нужен для гибкого реагирования каких-то рыночных колебаний или политических решений.

«Можно было бы объемы нефти регулировать – убирать их с рынка или выставлять. Это был бы хороший демпферный механизм, его можно было бы эффективно использовать. Но вопрос в том, кто возьмет на себя расходы по его созданию: это должны быть не частные компании, а государственные. Непонятно, почему у нас государство пока еще не приняло соответствующее решение», – прокомментировал эксперт ТПП РФ Дмитрий Полохин.  

Тем не менее, у российских экспортеров остаются возможности. В Европе по-прежнему отсеется бизнес, заинтересованный в наших энергоносителях. И сейчас они готовы прорабатывать пути обхода санкций, используя для транзита другие страны. Поэтому кардинальные проблемы России отказ от энергоносителей не создает. Наоборот, такая ультимативная политика создает для нашей страны новые возможности выхода на рынки тех стран, которые ранее казались менее прибыльными, чем рынок Европы.

 
Источник: www.gosrf.ru