Екатерина Авдеева: Для развития импортозамещения нужна всесторонняя защита добросовестного бизнеса

На современном этапе отечественный бизнес испытывает серьезную трансформацию, включаясь в решение сразу нескольких стратегических задач. Одна из них - это реализация программы импортозамещения. Для ее успешного решения бизнесу нужна всесторонняя защита, отмечает член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Екатерина Авдеева.

В связи с недружественными действиями ряда зарубежных стран и объявлением частичной мобилизации перед Россией встает вопрос об идеологической и практической переориентации бизнеса на достижение глобальных целей: поддержание отечественной экономики, развитие импортозамещения, новых технологий и производств. Для реализации указанной задачи необходимо, в частности, расширить правовые и инвестиционные возможности для стимулирования импортозамещения.

Стимулирование импортозамещения сопряжено с рядом последовательных мер. Ключевую роль в этом направлении играет упрощение определенных разрешительных процедур. «При этом важно не допустить снижения качества верификации критически важных факторов, влияющих на дальнейшее эксплуатирование и потребление товаров и услуг, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан», - уточнила Екатерина Авдеева, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

Налогово-бюджетные меры поддержки инвестиционной активности включают в себя государственные гарантии, субсидирование процентных ставок по кредитам на инвестпроекты, фондирование институтов развития. Такие инструменты активно применяются в государственно-частном партнерстве, а также позволяют возмещать расходы на научно-исследовательские и конструкторские разработки.

Кроме того, после полугодовой паузы крупные инвесторы снова получили возможность заключать трехсторонние соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Этот механизм гарантирует неизменность налоговых условий и возмещение затрат на инфраструктуру, оказывая положительное воздействие на развитие государственно-частного партнерства, а также стимулируя вложения в те отрасли, которые требуют достаточно долгого возврата инвестиций.

Особое внимание Екатерина Авдеева обратила на дефицит кадров в рабочих специальностях. «Государством уже реализуется программа привлечения к труду лиц, осужденных на принудительные работы. Новый инструмент активизации внутренних резервов обладает рядом преимуществ для всех участников. Для бизнеса будет сформирован более конкурентный и мотивированный поток рабочей силы, который можно использовать в строительстве, сельском хозяйстве, производстве и других сферах. С точки зрения общества, использование осужденных по нетяжелым экономическим статьям в качестве рабочей силы позволит вырвать людей из криминальной среды и главное – сократить риски рецидивной преступности. В государственном бюджете снизятся расходы на содержание таких лиц. Они, в свою очередь, получат возможность зарабатывать и жить в специализированных центрах не на территории ФСИН, а потерпевшие – возмещение причиненного преступлением ущерба», - конкретизировала Екатерина Авдеева.

В совокупности все вышеперечисленные механизмы стимулирования импортозамещения не будут иметь ожидаемого эффекта без должного администрирования всех стимулов, а также без четкого правового регулирования, так как правовая неопределенность создает плодотворную почву для коррупции и дальнейших правовых рисков.

И еще одним важным фактором для качественного развития импортозамещения является обеспечение среды, которая предполагает отсутствие административного давления и обеспечение защиты бизнеса от силового давления. «Важно создать абсолютно прозрачную контрольно-надзорную деятельность», - заявила Екатерина Авдеева, подчеркнув, что в этом направлении уже были предприняты значительные усилия и достигнуты результаты. Стоит отметить, в частности, «регуляторную гильотину», которая отсекла устаревшие нормативно-правовые акты, переориентацию на превенцию правонарушений с вынесением предупреждения и общий тренд на риск-ориентированный подход, создание нового КоАП.

При этом отдельное значение для создания среды, благоприятной для инвестиций, необходимых для импортозамещения, занимает организация защиты прав предпринимателей при расследовании преступлений.

С одной стороны, необходимо оградить предпринимателей и их бизнес от противоправных действий. Например, в Экспертный центр по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов поступает все больше сообщений о рейдерских захватах, осуществляемых с использованием гражданско-правовых инструментов, в частности, злоупотребления инструментами банкротства и даже злоупотребления в части интеллектуальной собственности. С другой стороны, с учетом того, что предприниматели в текущих условиях выполняют важную государственную задачу по сохранению экономического суверенитета страны, важно обеспечить те правовые гарантии, которые предусмотрены на законодательном уровне при расследовании уголовных дел. Речь идет о проблемах избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, необоснованного изъятия и удержания документов и имущества без присвоения им процессуального статуса вопреки четким требованиям ст. 81.1 УПК РФ. Также речь идет об иных мерах, приводящих нередко к потери бизнеса, его банкротству, а значит негативным последствиям для бюджета в виде недополученных доходов, социальных проблемах в связи с потерей рабочих мест сотнями граждан.

«Обеспечить всестороннюю защиту добросовестного бизнеса можно только в том случае, если организация защиты субъектов предпринимательской деятельности станет предметом уголовно-правовой политики. Необходимо работать на нескольких уровнях», - уверена Екатерина Авдеева. На организационно-структурном уровне – принимать действительно актуальные меры, а не дублировать существующие инструменты и функции, которые только запутывают предпринимателей. С точки зрения квалификации и процесса – корректировать правоприменительную практику с акцентом на обязательно исполнение предписанных законом норм.

 
Источник: kapital-rus.ru