Екатерина Авдеева: Необходимо обеспечить национальную экономическую безопасность

Защита прав и законных интересов предпринимателей является важным компонентом создания благоприятных условий для развития бизнеса, обеспечения экономической безопасности государства, сохранения благоприятного делового климата, считает член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.

В условиях санкционного давления инвестиции в промышленность являются драйвером экономического прогресса. Это создаст новые возможности и условия в целях организации своей деятельности, обеспечит реализацию политики импортозамещения, производственную инфраструктуру, рабочие места, повысит региональный и государственный экономический потенциал. Однако финансово-промышленное развитие невозможно без обеспечения экономической безопасности.

Законодательство в данной сфере динамично развивается и за последние десятилетия сформирована комплексная правовая система на данном направлении. В 2022 году Президент России Владимир Путин поддержал предложение об отказе от уголовного преследования предпринимателей по налоговым преступлениям при возмещении недоимки, а также сокращении срока давности по квалифицированным налоговым составам и приведение его в соответствие со сроком хранения документов.

Однако практический опыт реализации положений российского законодательства демонстрирует случаи формального исполнения норм УК и УПК РФ по отношению к предпринимателям (вопросы квалификации по привилегированным составам, доследственные проверки, необоснованное задержание и содержание под стражей, изъятие имущества и электронных носителей, волокита).

По статистике ГИАЦ МВД России, в 2021 году 28,2% материалов по преступлениям экономической направленности (в том числе налоговым) не были переданы в суд и значительная доля из них стали итогом силового давления. При этом в течение проверок бизнесу наносился урон, и как следствие – он доходил до банкротства, лишая работы сотни людей.

Данный пример свидетельствует об одной из наиболее серьезных проблем правоприменения – возбуждении уголовного дела при отсутствии судебной перспективы. С точки зрения предпринимательства данная практика ограничивает гарантированную Конституцией РФ свободу экономической деятельности и увеличивает коррупционные риски, а в масштабах страны – наблюдается снижение поступающих в государственный бюджет сумм налоговых выплат и приостановление экономической деятельности компаний.

Очевидно, что институт профилактики давления на бизнес требует совершенствования, поскольку напрямую коррелирует с развитием промышленного потенциала страны и инвестиционной привлекательностью российских регионов. Перспективными направлениями развития данной нормы могли бы быть:
  1. Определение необходимых и достаточных механизмов повышения финансовой и правовой грамотности предпринимателей, которые нередко испытывают дефицит знаний в сфере законодательства;
  2. Совершенствование действующего законодательства в целях создания и поддержания безопасной промышленной и инвестиционной среды;
  3. Проведение работ по централизации государственных органов и правозащитных организаций, что позволит повысить уровень безопасности ведения бизнеса в России и восстановить его доверие к правоохранительной системе;
  4. Четкое разграничение защиты прав и интересов добросовестного бизнеса, с одной стороны, и с другой – формирование системной неотвратимости наказания за экономические преступления.

Только совместными усилиями органов государственной власти и предпринимательского сообщества удастся устранить существующие правовые риски, повысить эффективность функционирующей системы и обеспечить национальную экономическую безопасность.

Источник: kapital-rus.ru